logo
ФИНАНСОВОЕ_ПРАВО

16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты РФ состоят из доходной части и расходной части бюджета.

Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый тип бюджетов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся:

Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Наиболее распространенные виды межбюджетных трансфертов – это дотации и субвенции.

Дотация – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и/или условий их использования.

Субвенция – это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основе.

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих основных принципов:

Все принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания в соответствии со статьей 66 БК РФ делятся на текущие и капитальные расходы.

Капитальные расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширением воспроизводства; расходы, при осуществлении которых создается имущество, или увеличивается его стоимость.

Текущие расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование, и другие расходы, не включенные в капитальные.

Бюджетные расходы осуществляются в виде бюджетных ассигнований на: