10. Государственный финансовый контроль
Классификация финансового контроля проводиться по различным основаниям:
1) в зависимости от органов, его осуществляющих:
государственный;
внутрихозяйственный – осуществляется на предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями. Объект контроля – производственная и финансовая деятельность предприятия и входящих в него структурных подразделений;
аудиторский – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.
2) по времени осуществления финансовый контроль делиться на:
предварительный финансовый контроль – до совершения операции по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов и других финансово-плановых актов, а также при приеме финансовых заявок;
текущий контроль осуществляется во время проведения финансовой операции;
последующий финансовый контроль осуществляется после завершения финансовой или хозяйственной операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств;
3) в зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношений:
обязательный финансовый контроль проводиться в силу требований законодательства или по решению компетентных государственных органов;
добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов;
4) по содержанию финансовый контроль делиться на:
бюджетный финансовый контроль проводит Федеральное собрание, Счетная палата, Правительство РФ и правоохранительные органы;
налоговый контроль осуществляет Минфин в лице Федеральной налоговой службы;
банковский контроль проводит ЦБ РФ, аудиторские фирмы с лицензией РФ, правоохранительные органы;
валютный контроль проводит Правительство РФ, Минэкономразвития;
контроль за страховой деятельностью проводит Федеральная служба страхового надзора;
таможенный контроль осуществляет Федеральная налоговая служба.
Государственный контроль делиться на общегосударственный, вневедомственный и ведомственный контроль.
Общегосударственный финансовый контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. В РФ данный контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ (Госдума и Совет Федерации), Правительство РФ, а также Минфин РФ (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Финансовая служба по финансовым рынкам), Президент РФ, Департамент финансового контроля, ЦБ РФ, Счетная палата, правоохранительные органы (судебная система, прокуратура, МВД, Минюст). Общегосударственный контроль направлен на объекты, подлежащие контроль вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов.
Вневедомственный финансовый контроль – это контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.
Ведомственный контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже 1 раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.
Указом Президента РФ от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению гос. финансового контроля в РФ» установлено, что финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставления финансовых налоговых льгот и преимуществ.
В соответствии с установленным законодательством РФ указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счётная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно статье 101 Конституции РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Госдума образуют Счетную Палату. Госдума назначает на должность председателя Счетной Палаты, также освобождает его от должности, назначает и освобождает от должности половину состава аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя председателя Счетной Палаты и оставшуюся половину состава аудиторов.
Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Полномочия Счетной Палаты:
осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
осуществляет финансовую экспертизу проектов нормативных актов органов государственной власти, предусматривающую расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета
осуществляет контроль за управлением и обслуживанием государственного долга (как внутреннего, так и внешнего)
осуществляет контроль за законностью, рациональностью и эффективным использованием иностранных кредитов и займов и др.
Минфин России осуществляет государственное регулирование в области финансов, координацию и контроль деятельности находящихся в его введении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юр.лиц, физ.лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств и обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.
- 1. Понятие, предмет, метод финансового права
- 2. Система финансового права
- 3. Принципы финансового права
- 4. Источники финансового права
- 5. Понятие финансовой системы
- 6. Финансовые правоотношения: их особенности и виды
- 7. Финансовая деятельность государства
- 8. Понятие и значение финансового контроля
- 9. Понятие и виды методов финансового контроля
- 10. Государственный финансовый контроль
- 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- 12. Страхование как институт финансовой системы
- 13. Бюджетное право и его источники
- 14. Понятие, роль и функции бюджета
- 15. Бюджетное устройство рф: организация, принципы построения
- 16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета
- 17. Понятие и значение бюджетной классификации
- 18. Понятие и стадии бюджетного процесса
- 3) Утверждение бюджета:
- 19. Бюджетное финансирование
- 20. Внебюджетные средства
- 21. Налоговое право и его источники
- 22. Характеристика налоговых правоотношений
- 23. Права и обязанности налогоплательщиков
- 24. Права и обязанности налоговых органов
- 25. Характеристика налогов и сборов в рф
- 26. Характеристика акцизов
- 27. Банковское право и его источники
- 28. Понятие и виды кредитных организаций
- 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг
- 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
- 31. Органы управления кредитной организации
- 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации
- 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации
- 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы
- 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации
- 36. Организационно-правовой статус цб рф
- 37. Цели деятельности и функции цб рф
- 38. Указания, положения и инструкции цб рф
- 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф
- 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов
- 41. Организация денежного обращения. Денежно-кредитная политика цб рф
- 42. Банковские операции и сделки цб рф
- 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф
- 44. Валютное регулирование в рф
- Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
- 45. Правовое регулирование финансов предприятий
- 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений
- 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов
- 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов
- 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права
- 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности