logo
ФИНАНСОВОЕ_ПРАВО

18. Понятие и стадии бюджетного процесса

Согласно статье №6 БК РФ Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами финансового права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденных и исполненных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Общие положения бюджетного процесса:

  1. составление бюджета производится в соответствии с прогнозом и программами соц.-экономического развития территории.

  2. на основе этих прогнозов исполнительные органы вносят предложения в представительные органы о планируемых доходах и расходах бюджета.

  3. Правительство РФ (Минфин) организует работу по доведению до субъектов специальных методик по расчетам показателей бюджета.

  4. с основе составления проектов бюджета обязательно учитываются дотации, субвенции и другие виды материальной помощи.

  5. утверждение бюджета осуществляется постатейно.

  6. практическую работу по составлению проектов бюджета осуществляют финансовые органы.

  7. принятые бюджеты оформляются на уровне РФ и ее субъектов – законами, а на уровне местного самоуправления – решениями соответствующих органов.

Стадии бюджетного процесса:

1) составление бюджета: решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала бюджетного года. На основании решения Президента Правительство организует всю последующую работу по составлению проекта бюджета. Именно Минфин обеспечивает методическое руководство и координацию всех министерств, субъектов по составлению бюджета.

2) рассмотрение бюджета: проект федерального бюджета Правительство представляет Госдуме. Вначале проект рассматривают комитеты и комиссии, образуемые Госдумой, и выносят по нему свои заключения, которые представляются в Комиссию Госдумы по бюджету, которая обобщает все представленные заключения, составляет итоговое заключение и представляет его на заседании Госдумы. На заседании Госдумы заслушивается постатейное итоговое заключение комиссии и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики.