logo
лекции ДКБ пп

1. Цели деятельности и функции Центрального банка

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет три основные цели его деятельности: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны. ЦБР выполняет функцию “банка банков”; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России определенных функций:

1. Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию. Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.

Государственной денежной единицей Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек. Сохранение исторически сложившейся денежной единицы необходимо для восстановления обращения денег в прежнем масштабе цен и обеспечения необходимой покупательной способности рубля. Введение суррогатов денежных единиц и подделка находящихся денежных знаков преследуются по закону. В условиях бумажных денег, не разменных на золото, официальное соотношение рубля и золота не устанавливается. Поэтому обеспечением рубля служат товарные массы, находящиеся в обращении.

Банкноты, казначейские билеты и разменная монета Банка России не могут объявляться недействительными без установления соответствующего срока их обмена на новые денежные знаки. При обмене старых денежных знаков на новые срок изъятия не должен превышать пяти лет. Обмен ветхих и поврежденных банкнот производится без ограничений, если они сохраняют основные признаки платежеспособности.

Выпуск денежных знаков нового образца находится в компетенции Совета директоров Банка. Совет директоров утверждает их купюры, образцы и защитные сетки. Сообщение о выпуске новых денежных знаков с приложением их фотографий подлежит публикации в средствах массовой информации с уведомлением Совета Министров РФ.

Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный Банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные кассы банков.

2. Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом Центрального Банка и находится только в его компетенции. Коммерческие банки не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Поэтому их кредитные и кассовые операции производятся в пределах денежной массы, выпущенной в обращение Центральным Банком.

Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями.

3. Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк как "банк банков" производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным Банком.

Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением маржи или предельного уровня превышения ставок рефинансирования Центрального Банка. Таким образом, маржа представляет собой дифференциал процентных ставок Центрального и коммерческих банков.

В настоящее время ставка рефинансирования установлена на уровне 25% годовых, что призвано ограничить темпы роста инфляции путем "сжатия" денежной массы, находящейся в обращении. Введение такой ставки — временная мера, характеризующая денежное обращение при переходе к рыночной экономике. В западных странах ставки рефинансирования коммерческих банков составляют 6—8% годовых. Подобная "дешевизна" кредитов центральных банков стимулирует активное использование заемных капиталов для расширения предпринимательства и внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

4. Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции "банк банков" устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. Главными видами счетов предприятий и организаций в банках являются расчетные и текущие счета. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ и услуг. Одновременно по этим счетам производятся платежи за отгруженные товарно-материальные ценности и выполненные работы. Это значит, что с помощью расчетных счетов происходит организация платежного оборота предприятия по различным обязательствам коммерческой деятельности.

В настоящее время применяют расчеты платежными требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками и аккредитивами. Платежные требования отменены с июля 1992 г. В основном предприятия используют предварительную оплату товарно-материальных ценностей с помощью платежных поручений.

Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в расчетно-кассовых центрах Банка России. Эти счета используются для перевода денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими банками.

5. Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Важнейшие из них — правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. По установившейся практике процесс кредитования начинается с представления пакета документов для открытия банковской ссуды. В состав этих документов входят заявление, срочное обязательство, бухгалтерский баланс, технико-экономическое обоснование ссуды, гарантия третьей стороны на погашение кредита и ряд других.

Предоставление кредита или зачисление валюты ссуды на расчетный счет заемщика начинается после подписания кредитного договора. Кредит используется для совершения платежей по обязательствам коммерческой деятельности за счет денежных средств банка.

Главное условие использования кредита — вложение полученных средств в эффективное коммерческое мероприятие, обеспечивающее получение денежной выручки и прибыли для расширения масштабов предпринимательской деятельности.

Возвратность кредита состоит в зачислении на ссудные счета денежной выручки от реализации продукции и товаров банковских клиентов. Правила Центрального Банка предусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременным возвратом предоставленных средств.

Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках, расчеты лимитов оборотных касс и условия инкассации сверхлимитной денежной наличности. Соблюдение этих правил имеет большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращения издержек и ускорения оборота наличных денег.

Правила бухгалтерского учета отражают порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков. Банковские счета ведутся на основе типового плана счетов Центрального Банка, утверждаемого для банковской системы. Правилами предусмотрены формы балансов и оборотных ведомостей различных кредитных учреждений. Соблюдение этих правил необходимо для сохранения денежных средств, находящихся в распоряжении банков.

Правила статистической отчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц о работе банков применительно к участкам их деятельности. Ежемесячная, квартальная и годовая отчетность составляется по кредитным вложениям, безналичным расчетам, кассовым оборотам, составу и структуре денежной массы, финансированию капитальных вложений и другим участкам. Отчет о годовой деятельности Центрального Банка представляется Государственной Думе, Правительству и Президенту РФ.

6. Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Страховые компании, инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды не относятся к звеньям денежно-кредитной системы, не имеют права совершать банковские операции, и поэтому лицензии на банковскую деятельность им не предоставляются. Они находятся на статусе банковских клиентов и в качестве таковых проводят расчетно-денежные операции в соответствии с правилами Центрального Банка.

Рассмотрев пакет документов, Центральный банк принимает решение об открытии нового кредитного учреждения. Операции последнего начинаются после передачи лицензии ответственному должностному лицу банка. Отзыв лицензий производится при нарушении уставных требований банков и федерального законодательства в области банковской деятельности.

7. Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков.

8. Функция реализации облигаций государственных займов и кредитования расходов федерального бюджета. Центральный Банк, — уполномоченный орган Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых формируется Министерством финансов и Центральным Банком.

Продажа облигаций производится на трех уровнях рынка. Первый — предприятия, организации, учреждения и население. Они свободно покупают и продают долговые обязательства государства за счет временно свободных денежных средств. Основная часть облигаций подлежит продаже на данном рынке. Второй— коммерческие банки, которые размещают свои активы в операциях с ценными бумагами государства. Такие операции отличаются меньшей степенью риска по сравнению с бизнес кредитами функционирующим предпринимателям. Третий— собственно Центральный Банк, покупающий остаточную (невыкупленную) часть выпущенных облигаций. В большинстве стран мира законодательство о центральных банках запрещает последним открытую покупку облигаций государственных займов. Для этого банк должен быть наделен особыми полномочиями, предоставляемыми органами законодательной и исполнительной власти.

Помимо распространения облигаций государственных займов, Центральный Банк России производит прямое кредитование расходов бюджета за счет своего эмиссионного фонда. В 1992—1994 гг. основная часть этого фонда использовалась для покрытия текущих расходов государства в размере 75% бюджетного дефицита. Погашение задолженности производилось за счет поступления налогов в доходную часть бюджета. При отсутствии доходов предоставленные кредиты списывались на убытки Центрального Банка с последующей компенсацией за счет различных источников денежных средств Министерства финансов. С 1 января 1995 г. прекращено прямое кредитование ЦБР расходов федерального бюджета.

9. Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках. Продажа и покупка золота происходят по цене за одну тройскую унцию (31,1 грамма).

В настоящее время официальный курс рубля по отношению к доллару США и другим иностранным валютам устанавливается ЦБР, а биржевой определяется по результатам торгов на межбанковской валютной бирже в г. Москве. В торгах принимают участие наиболее крупные и стабильные коммерческие банки. Право на ведение валютных операций имеют банки, получившие генеральную лицензию Центрального Банка России. По этой лицензии они могут выполнять все виды валютных операций, включая перевод денежных средств в ближнее и дальнее зарубежье. Частичная лицензия предоставляет право на ведение валютных операций только на территории нашей страны.

Основными формами безналичных расчетов по экспортно-импортным операциям являются документарное инкассо и аккредитивные поручения. При этих формах расчетов переводимые денежные средства сосредоточиваются на счетах Nostro. В отличие от обычных банковских депозитов остатки этих средств получили название авуаров. Для сокращения авуаров по аннулированным внешнеторговым соглашениям сумма свободных средств подлежит возврату на счета импортера в отечественные банки. Возврат авуаров означает сокращение искусственного вывоза капиталов из нашей страны и имеет большое значение для выполнения различных инвестиционных программ. По экспертным оценкам ЦБ РФ, авуары и вклады российских коммерческих структур и граждан в банках Европы и Америки составляют более 50 млрд. долл.

10. Функция составления платежного баланса страны. В условиях ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.

Главным каналом покупки и продажи товаров на мировых товарных рынках служит внешняя торговля. Внешнеторговые отношения нашей страны с зарубежными партнерами основываются на принципе "нетто-баланса", или равенства покупок и продаж товаров. Подобная эквивалентность позволяет осуществлять внешнюю торговлю с минимальным участием золотовалютных резервов для завершения расчетов.

В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансе отражается соотношение платежей и поступлений в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении — падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса — одна из наиболее важных задач Центрального Банка, связанная с регулированием курса рубля.

При ухудшении платежного баланса Центральный Банк прибегает к валютным интервенциям на межбанковских биржах, поддерживая, таким образом, установленный валютный коридор. В свою очередь нормализация внешней торговли и платежей по экспортно-импортным и другим операциям позволяет создавать дополнительные резервы, что укрепляет валютные позиции Центрального Банка.