logo
лекции ДКБ пп

1. Понятие и виды денежной эмиссии.

Существуют различные точки зрения на понятия денежной эмиссии и выпуска денег в хозяйственный оборот. Выпуск денег в хозяйственный оборот может не сопровождаться ростом денежной массы.

Под собственно денежной эмиссией понимается выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы. Эмиссию банкнот и монет осуществляют центральные банки и казначейства, обладающие эмиссионным правом.

Однако большая часть денег создается посредством расширения кредитов коммерческих банков. Этот процесс называется депозитно-чековой эмиссией или выпуском денег в оборот путем создания платежных средств.

Таким образом, понятие денежной эмиссии неоднородно. Ее можно рассматривать как прирост наличной денежной массы или как создание платежных средств.

Налично-денежная эмиссия. Центральный банк любого государства является эмитентом наличных денег в обращение. При этом он следит за стабильностью национальной валюты, т.к. банкнота сохраняет свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.

О значимости центрального банка как эмиссионного центра свидетельствует наличие в каждом из них специального подразделения, которое осуществляет непосредственно эмиссионно-кассовую работу.

Предоставление банкнот для платежного оборота в стране является для любого центрального банка технически сложным процессом. Центральные банки занимаются не только производством банкнот, но и их дизайном. Они уделяют большое внимание таким вопросам, как долговечность банкнот и защита их от подделки.

Банкноты как средства платежа имеют свой срок обращения. Скорость износа банкнот зависит от уровня культуры их использования в качестве платежного средства, и сфера обращения, от места хранения. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства и на особой бумаге.

При изготовлении и разработке банкнот на первом месте стоит защита от подделок. Наряду с отличительными знаками (вид бумаги, пунктирная металлическая нить, проверочный регистр и др.) банкноты содержат дополнительным невидимые приметы, различаемые только при помощи специального оборудования. В этом смысле ценность банкнот как платежного средства выше ценности бумаги, на которой они напечатаны.

Банкноты старых серий или номиналов остаются при выпуске новых еще некоторое время полноценным законным средством платежа. Но и после изъятия их из обращения они не станут обесцененными. Центральный банк и дальше будет обменивать их по номинальной стоимости или в определенной пропорции, исходя из целей укрепления стабильности национальной валюты.

Наличные денежные средства вместе с резервами коммерческих банков образуют денежную базу в экономике. Они составляют пассив баланса центрального банка. Именно по балансу центрального банка можно определить величину денежного агрегата.

Осуществление эмиссии банкнот является показателем независимости центрального банка от государственных органов. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (бюджетная эмиссия) ограничивает независимость центрального банка в проведении денежно-кредитного регулирования.

Независимость центрального банка в эмиссии денег имеет еще одну специфику. Центральный банк фактически платит банкнотами, которые сам же создает, когда расплачивается требованиями на себя. Сегодня нет никакого законодательно установленного норматива обмена этих обязательств центрального банка, например, на золото. В принципе банкноты могли бы выпускаться в неограниченном количестве. Тем не менее существуют косвенные границы – они определяются задачами, поставленными перед центральным банком. Исходя из этих ограничений центральный банк предоставляет коммерческим банкам наличные деньги лишь в ограниченном количестве, а именно – банкноты центрального банка, как правило, имеют обеспечение в форме его активов. Основными статьями активов, обеспечивающих выпуск банкнот в обращение, являются официальные золото-валютные резервы, государственные ценные бумаги, кредиты банкам, предоставленные под залог ценных бумаг.

В различных странах вопрос обеспечения банковской эмиссии решается по-разному: в одних странах определяются характер обеспечения и (следовательно) косвенные пределы денежной эмиссии, в других странах оговариваются пределы фидуциарной эмиссии. Под фидуциарной эмиссией понимается банкнотная эмиссия, не обеспеченная металлическим запасом эмиссионного банка.

Для получения наличности коммерческий банк используют свои резервы в центральном банке для ее покупки. Это приводит к сокращению резервов на корреспондентском счете коммерческого банка в центральном банке. Таким образом, чем предпочтительнее наличность или ниже доверие населения к банкам, тем меньше способность банков предоставлять кредит. Если же наличность будет единственной формой существования денег, то не будет ни банков, ни банковской системы. Таким образом, реальная способность банков создавать деньги зависит не только от нормы обязательных резервов, но и от поведения населения, его доверия к банковской системе.

2. Особенности налично-денежной эмиссии в России. На протяжении длительного времени эмиссионные операции осуществлялись в нашей стране Госбанком СССР через систему кассовых и кредитных планов, а также баланса доходов и расходов населения. Правительство устанавливало предельный размер выпуска денег в обращение как сальдо поступлений и выдачи наличных денег по кассовому плану. Прогноз кассовых оборотов (кассовый план) составлялся на основе заявок клиентов о планируемой величине получения наличных денег в предстоящем периоде, на строго определенные цели и в пределах установленных пропорций в зависимости от суммы выручки от реализации товаров и услуг.

Составлялся эмиссионный баланс Госбанка СССР, который отражал состояние и результаты регулирования денежного обращения. В балансе учитывались операции по выпуску денег в обращение, операции по изъятию денег, эмиссионное сальдо как результат первых операций. Налично-денежный и безналичные обороты были разграничены, предполагалось использование различных методов и инструментов их управления.

В современных условиях в отношении налично-денежной эмиссии произошел отказ от разделения кассового и денежно-кредитного планирования, переход к анализу и прогнозированию состояния денежного обращения по денежным параметрам, которые дают представление о динамике совокупного денежного оборота и необходимости выпуска денег в обращение.

Прогнозирование потребности хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы.

ЦБ РФ использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и дает оценку оптимальной на данном этапе емкости совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег. Плановые показатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно не устанавливаются.

ЦБ РФ при осуществлении эмиссионных операций исходит из потребностей хозяйственного оборота и государства. Центральный банк в конечном счете берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или обязательство не выпускать такого количества банкнот, на которые владельцы товаров, исполнители работ и услуг не согласны обменивать свои собственные активы. Необходимость обслуживания товарооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег могут осуществляться либо в целях замены физически износившихся банкнот, либо под рост национального богатства.

Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ определяются Федеральным законом РФ «О Центральном банке (Банке России)». Они обусловлены основными целями деятельности Центрального банка, а именно:

– защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

– развитие и укрепление банковской системы РФ;

– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Цели Центрального банка определяют характер организации эмиссионных операций, в частности Банк России:

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег;

– прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет;

– создает резервные фонды банкнот и монет;

– устанавливает правила хранения, перевозки, инкассации денег для кредитных организаций;

– устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнотр и монет, а также их уничтожение.