logo
ТДК (СП)

2.5. Характеристика современного торгового законодательства России

В первые советские годы всплеск внимания к торговому праву был связан с нэпом. По постановлению Совета Народ­ных Комиссаров РСФСР начиная с 1923 г. велась работа по составлению проекта Торгового свода. Его предполагалось издать в качестве одной из частей ГК РСФСР. Комиссией под эгидой Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) был со­ставлен проект Торгового свода СССР. Он обсуждался не­сколько лет. Но после отказа от нэпа все работы над Торговым сводом были прекращены.

В современной России торговое право вновь начало развиваться. Закреплена его отраслевая специализация. Она постепенно проводится в законопроектной работе.

Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2173 (в ред. 1997 г.) был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем, наряду с гражданским законода­тельством выделено законодательство о торговле. Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (в ред. от 05.10.2002) одобрен Классификатор правовых актов, сменивший Об­щеотраслевой классификатор 1997 г. В нем, в рубрике «Хо­зяйственная деятельность», имеется специальный раздел «Торговля». Этим признается специфика торгового законо­дательства, оно выделено из общего массива нормативных актов. Раздел «Торговля» разбит на несколько подразделов, которые — весьма неполно и нечетко — определяют круг от­ношений, принадлежащих к сфере торговли.

Правовой основой торгового законодательства служит Конституция. В качестве конституционной основы эконо­мического строя она закрепляет положения о единстве эко­номического пространства в Российской Федерации, сво­бодном перемещении товаров, услуг и капиталов, о свободе осуществления предпринимательской деятельности, под­держке конкуренции и ограничении монополистической де­ятельности, равной защите частной, государственной, му­ниципальной и иных форм собственности и др.

Согласно ст. 71 Конституции установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся основ формирования рынка, мо­гут приниматься исключительно соответствующими феде­ральными органами.

Главным законом, регулирующим торговую деятель­ность, в настоящее время является ГК. Наряду с ним издан ряд законов торгового права. Таковы Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой тор­говле», Закон РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», КТМ, Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», группа федеральных законов о регулировании закупок то­варов для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции, лекарственных средств и др.

Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Закон РФ «О за­щите прав потребителей», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и др. Так, За­кон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учи­тываться не только розничными торговыми организаци­ями во взаимоотношениях с потребителями, но также опто­выми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей.

В связи с намечаемым вступлением России во Всемир­ную торговую организацию (ВТО) предусмотрено приня­тие пакета законов для приведения национального за­конодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Правительство РФ на основании Федерального консти­туционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правитель­стве Российской Федерации» осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономи­ческого пространства и свободу экономической деятельно­сти, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реали­зации; принимает меры по защите отечественных про­изводителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерче­ского права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Консти­туции признаются составной частью правовой системы России. Это важное положение относится и к коммерческо­му праву.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России суще­ственное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, до­кументированные в изданиях авторитетных общественных организаций.

Следует указать на метод правового регулирования, свойственный коммерческому праву. В силу непосредствен­ной взаимосвязи с гражданским правом коммерческое пра­во использует единый с ним общедозволительный метод регулирования.

Названный метод состоит в предоставлении участникам торгового оборота возможности самостоятельно создавать

для себя субъективные права и юридические обязанности, совершать иные юридические действия. Субъекты торгово­го оборота приобретают права и осуществляют их своей волей и в своем интересе.

Общедозволительный метод обеспечивается в результа­те придания первостепенного значения в торговом и граж­данском праве управомочивающим (дозволительным) нор­мам. Частным случаем дозволительности служит широкое применение диспозитивных установлений. Императивные обязывающие и запрещающие нормы наличествуют в тор­говом и гражданском законодательстве, однако они имеют вспомогательное значение. Так, правила о конкретных видах договоров предписывают сторонам согласовывать существенные условия, хотя непосредственное содержание таких условий определяется самими договорными контр­агентами.