2.4. Становление торгового права России
История российского торгового права характеризуется существенными особенностями. В нашей стране торговля переживала периоды активного роста и долговременных спадов. Торговое законодательство и наука торгового права развивались со значительным отставанием от потребностей общества.
Вопросы торгового оборота регулировались различными правовыми актами. Значение, придававшееся торговле, отразилось в законодательных памятниках древнего и средневекового периодов. Так, статьи, посвященные вопросам торговли и торгового сословия, имеются в Русской Правде, Псковской судной грамоте, Соборном уложении 1649 г. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. — Новоторговый устав. Эти уставы регулировали отдельные вопросы торговой и даже внешнеторговой деятельности. Принимались и другие законодательные акты о торговле.
Развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества. Так, ещё Соборное уложение 1649 г. ограничило участие в торговой деятельности крестьянства, составлявшего основную часть населения страны. Наряду с Городским положением, изданным Екатериной II в 1875 г. и предусмотревшим сословный характер торговой деятельности, оно на значительное время затормозило развитие отечественной торговли. Однако было и стремление властей, с учетом успешного опыта Запада и собственных интересов, к развитию торговли и промышленности. Энергичные меры по их поощрению проводились при Петре Великом, продолжались и при последующих императорах. С XIX в. интересы промышленности и торговли становятся одной из главнейших забот правительства.
Среди шагов по развитию торгового законодательства отметим указы Петра I об организации лиц, занимающихся торговлей, в особое сословие с сословной юрисдикцией. В 1755 г. издан Таможенный устав, касавшийся некоторых вопросов материального торгового права.
Особенно много торговых законов было принято в первой половине XIX в. В 1832 г. издаются Устав о торговом судопроизводстве и судоустройстве, Устав о торговой несостоятельности и о векселях (именовавшихся нередко «купеческими бумажными деньгами»). В 1834 г. принимается положение о купеческих книгах, а в 1836 г. — об акционерных товариществах. А.И. Каминка пишет, что в первой половине XIX в. «сознание необходимости особых торговых законов разделялось всеми»5.
С развитием законодательства в России появилась потребность в его кодификации. Кодификационные работы были закончены лишь в 1832 г., но не в виде уложения, а в виде свода действовавших постановлений. В первых двух изданиях Свода законов (1836 и 1842 гг.) торговые законы помещены под названием «Учреждений и уставов торговых». Вместе с тем указанные законы совершенно отличаются как от законов гражданских, так и от законов публичных, регулирующих торговый оборот, нося самостоятельный характер.
В издании Свода законов 1857 г. торговые законы получили название Устава торгового. В существенно переработанном виде Устав торговый был издан в 1887 г. (затем — в 1903 г.), одновременно был переиздан Устав судопроизводства торгового.
Идея самостоятельности российского торгового права впервые получила четкое выражение в Уставе торговом 1887 г. Издание Устава отразило объективную потребность российского хозяйства в специальном законодательном регулировании торговых отношений.
В юридической литературе отмечался крайне низкий уровень Устава торгового по сравнению с торговым законодательством Франции и Германии. Устав представлял собой механическое соединение законов, изданных в разные периоды; при наличии частых повторений, обилии непригодных к применению статей в нем отсутствовали положения по самым существенным вопросам торговой деятельности. Совершенствование Устава осуществлялось путем пересмотра отдельных разделов или норм.
Отставание развития российского торгового права в значительной степени порождалось непризнанием в качестве источника права торговых обычаев, которые играют исключительную роль в специализации и формировании этой отрасли права. Игнорирование торгового обычая было характерно для всего периода централизации государственной власти XVI-XIX вв. (вплоть до издания Устава торгового 1887 г.) и для судебной практики.
В числе прочих причин слабость российского торгового права обусловливалась недостаточной теоретической разработанностью многих проблем. В Западной Европе научная разработка торгового права в качестве особой отрасли правоведения началась уже в XVI веке. Отечественная литература по коммерческому праву появляется в последней трети XIX в., причем по преимуществу учебная. При этом немалую часть энергии ученые тратили на взаимные споры о том, имеет ли коммерческое право основания для самостоятельного существования, — странное и непродуктивное занятие. Следует констатировать, что представители юридической науки несут свою долю ответственности за неблагополучное состояние коммерческого права России.
- Глава 2. Законодательное регулирование торговой деятельности
- 2.1. История развития торгового права
- 2.2. Современные тенденции развития торгового права
- 2.3. Проблема дуализма частного права
- 2.4. Становление торгового права России
- 2.5. Характеристика современного торгового законодательства России
- 2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства
- Литература
- Глава 3. Субъекты коммерческой деятельности
- 3.1. Понятие участников торговой деятельности
- 3.2. Виды субъектов коммерческого права
- 3.3. Организаторы товарного рынка
- 3.4. Оптовые торговые и посреднические организации
- 3.5. Основания выбора видов организаций
- Литература
- Глава 4. Объекты торгового права
- 4.1. Понятие объектов торгового права
- 4.2. Виды объектов торгового права
- 4.3. Классификация товаров
- 4.4. Правовой режим товаров
- 4.5. Способы обособления товаров
- Литература
- Глава 5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка
- 5.1. Понятие товарного рынка и его структуры
- 5.2. Пути развития структуры рынка
- 5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка
- 5.4. Формирование инфраструктуры рынка
- Литература
- Глава 6. Конкуренция в коммерческой деятельности
- 6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции
- 6.2. Способы создания конкурентной среды
- 6.3. Защита конкуренции