logo
ТДК (СП)

6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции

Одним из необходимых и значимых условий осущест­вления коммерческой деятельности является создание кон­курентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и, соответственно, - за лучшие ре­зультаты обращения товаров на рынке. В предпринима­тельстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.

На протяжении 70-летнего советского периода конку­ренция рассматривалась как явление, присущее лишь капи­талистической системе и чуждое социализму. Само слово «конкуренция» употреблялось в негативном значении, ему придавался отрицательный оттенок. Более того, конкурен­ция подавлялась силами контролирующих и даже правоох­ранительных органов:

Свойственные командно-административной системе уравнительность и приказные методы организации труда не обеспечивали должного экономического роста. Поэтому взамен конкуренции внедрялись искусственные приемы псевдосоперничества за достижение лучших результатов. Основной такой способ - социалистическое соревнование - представлял собой имитацию соперничества за достижение более высоких показателей в труде. Стремление к победе в соревновании стимулировалось внеэкономическими ме­тодами: вручением победителям грамот, вымпелов, знамен.

В общественном сознании такие стимулы не играли сколь-нибудь значимой роли.

Как только была ликвидирована власть партийного ап­парата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуман­ности и безжизненности такого способа создания соперни­чества, как соревнование.

Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Го­сударство со своей стороны обязано поощрять конкурент­ную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направ­лениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершен­ствования производства, внедрения научно-технических до­стижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Придание подобной направленности конкуренции свя­зано с узловыми проблемами развития экономики. Здоро­вая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.

Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли дей­ствует не сама по себе. Она должна постоянно поддержи­ваться и направляться государством. Б наших условиях из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в тор­говле и других сферах бизнеса.

Социально-экономическая роль конкуренции, ее значи­мость в жизни общества много выше, чем обычно указыва­ется в правовой и экономической литературе.

Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивает­ся стимулирующим воздействием на экономику. Так, отсут­ствие или недостаточность конкуренции выступает кри­терием для определения необходимости и степени вмеша­тельства государства в регулирование экономической дея­тельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.

Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выя­вить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям лю­дей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных показателей, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбо­ра. А это весьма важный фактор обеспечения личных сво­бод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.