5.4. Формирование инфраструктуры рынка
Наряду со структурными преобразованиями необходимо создание инфраструктуры товарного рынка. Слово инфраструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой. Применительно к коммерческой сфере инфраструктура — это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального товарного рынка.
Государство уделяет определенное внимание развитию рыночной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 13.06.1998 № 593 одобрена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 годы. В числе других мер названная Комплексная программа предусматривает разработку нормативных правовых актов по совершенствованию организации оптовой торговли, разработку методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности и др.
Внутри инфраструктуры принято выделять несколько подсистем. Одна из них - подсистема складского хозяйства -в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров. Лишь третья часть оптовых торговых и посреднических организаций располагает складскими помещениями, что резко ограничивает возможности совершения товарных операций. Значимым фактором развития инфраструктуры товарного рынка служит создание сетей товарных складов и холодильников в портовых городах и иных транспортных узлах.
Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товаров от изготовителей до потребителей. С ней непосредственно связаны организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность. Особенности взаимоотношений по оказанию транспортно-экспедиционных услуг определяются Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В качестве самостоятельной выделяется подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.
Одна из первоочередных проблем – создание подсистемы информационного обеспечения. Необходим информационный банк данных об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей, ценах на товары и др. Следует учитывать масштабность данной работы, ведь информация должна включать 25-30 млн. наименований изделий и быть доступной нескольким миллионам пользователей.
Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей территории страны должны быть созданы информационно-коммерческие центры и бюро, ведущие такую работу, налажен взаимный обмен информацией, установлены связи между ними и клиентами. Предоставление необходимой информации клиентам может осуществляться на постоянной договорной основе либо по разовым заказам.
Службы коммерческой информации начали действовать при торгово-промышленных палатах, которые сейчас имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуникационной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конкретная информация для изготовителей, оптовиков и потребителей, причем рассылаться она должна адресно. Подобные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.
На Западе такая работа ведется весьма широко и разнообразно. Так, в печати освещается деятельность транснациональных дилерско-дистрибьюторских сетей. Сети создают на местах свои агентства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контрагентов. В них действует порядок, согласно которому за привлечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонстрируют высокую эффективность своей работы. По публикуемым данным, лишь за счет получения доступа к коммерческой информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.
Анализ российского законодательства о структуре рынка свидетельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании. Многие важные вопросы пока не получают решения. Отставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживают развитие товарного рынка в России.
- Глава 2. Законодательное регулирование торговой деятельности
- 2.1. История развития торгового права
- 2.2. Современные тенденции развития торгового права
- 2.3. Проблема дуализма частного права
- 2.4. Становление торгового права России
- 2.5. Характеристика современного торгового законодательства России
- 2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства
- Литература
- Глава 3. Субъекты коммерческой деятельности
- 3.1. Понятие участников торговой деятельности
- 3.2. Виды субъектов коммерческого права
- 3.3. Организаторы товарного рынка
- 3.4. Оптовые торговые и посреднические организации
- 3.5. Основания выбора видов организаций
- Литература
- Глава 4. Объекты торгового права
- 4.1. Понятие объектов торгового права
- 4.2. Виды объектов торгового права
- 4.3. Классификация товаров
- 4.4. Правовой режим товаров
- 4.5. Способы обособления товаров
- Литература
- Глава 5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка
- 5.1. Понятие товарного рынка и его структуры
- 5.2. Пути развития структуры рынка
- 5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка
- 5.4. Формирование инфраструктуры рынка
- Литература
- Глава 6. Конкуренция в коммерческой деятельности
- 6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции
- 6.2. Способы создания конкурентной среды
- 6.3. Защита конкуренции