logo
ТДК (СП)

4.1. Понятие объектов торгового права

Основными объектами коммерческого права являются товары. Товар традиционно определяют как продукт тру­довой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.).

Для понимания объектов коммерческого права важно учитывать специфику коммерческой деятельности, ее отли­чие от имущественных отношений, регулируемых граждан­ским правом. Коммерция представляет собой деятельность, обеспечивающую продвижение товаров из сферы производ­ства в сферу потребления, доведение товаров непосред­ственно до потребителей.

В отличие от этого имущественные отношения граждан­ского права представляют собой разнонаправленные сдел­ки по поводу объектов, товарами порою не являющихся. Имущественные отношения включают в себя операции как возмездного, так и безвозмездного характера. По этим при­чинам само понятие «товар» не упоминается в перечне объектов гражданских правоотношений (ст. 128 ГК).

Что касается торгового оборота, то он характеризуется рядом принципиальных отличий от имущественных (граждан­ско-правовых) отношений. Это всегда возмездная деятель­ность, имеющая определенную целевую направленность — продвижение товара от изготовителя к потребителю. Если гражданскому праву термин «товар» вообще не свойствен и он лишь косвенно упоминается в законе (например, п. 1 ст. 454 ГК), то для коммерческого права он является одним из осново­полагающих.

Определение понятия «товар» содержится в ряде зако­нов. Так, в Законе РФ от 22.03.1991 № 948-1«О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности» то­вар определен как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот. Статья 38 НК относит к товарам любое имущество, реализу­емое или предназначенное для реализации, — подобное опре­деление менее пригодно для целей коммерческого права.

Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: иметь потре­бительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конк­ретные потребности людей, и меновую стоимость, т.е. свой­ство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возника­ют возмездные правовые отношения.

Необходимым и существенным признаком объектов торгового права является их коммерческая оборотоспособ­ность, т.е. способность служить объектом торговых догово­ров и менять собственника.

Для определения понятия объектов торгового права необходимо выявление различий торгового и гражданского оборота. Сущностью торгового оборота является движение товаров на возмездной основе от изготовителя к потребителю. Понятие гражданского (имущественного) оборота является более широким. Согласно трактовке, дававшейся Г.Ф. Шерше­невичем, понятие о гражданском обороте включает в свое со­держание такие безвозмездные действия, как дарение, завеща­ние, по самой идее несогласуемые с понятием экономического (торгового) оборота13. Современное гражданское законодатель­ство также включает в состав гражданского оборота любые от­ношения по передаче имущества (п. 1 ст. 2 ГК).

Статья 129 ГК говорит об оборотоспособности объектов гражданских прав. Согласно п. 1 названной нормы объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или перехо­дить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридичес­кого лица) либо иным способом, если они не изъяты из обо­рота или не ограничены в обороте.

Коммерческая оборотоспособность означает возмож­ность свободного отчуждения объектов на возмездной осно­ве. Она не касается актов безвозмездной передачи имущества, в том числе в порядке дарения, наследования, реорга­низации юридического лица либо иным способом.

Таким образом, объектами торгового оборота призна­ются товары, т.е. имущество, обладающее оборотоспо­собностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.