4.1. Понятие объектов торгового права
Основными объектами коммерческого права являются товары. Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.).
Для понимания объектов коммерческого права важно учитывать специфику коммерческой деятельности, ее отличие от имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Коммерция представляет собой деятельность, обеспечивающую продвижение товаров из сферы производства в сферу потребления, доведение товаров непосредственно до потребителей.
В отличие от этого имущественные отношения гражданского права представляют собой разнонаправленные сделки по поводу объектов, товарами порою не являющихся. Имущественные отношения включают в себя операции как возмездного, так и безвозмездного характера. По этим причинам само понятие «товар» не упоминается в перечне объектов гражданских правоотношений (ст. 128 ГК).
Что касается торгового оборота, то он характеризуется рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданско-правовых) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность — продвижение товара от изготовителя к потребителю. Если гражданскому праву термин «товар» вообще не свойствен и он лишь косвенно упоминается в законе (например, п. 1 ст. 454 ГК), то для коммерческого права он является одним из основополагающих.
Определение понятия «товар» содержится в ряде законов. Так, в Законе РФ от 22.03.1991 № 948-1«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» товар определен как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот. Статья 38 НК относит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, — подобное определение менее пригодно для целей коммерческого права.
Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают возмездные правовые отношения.
Необходимым и существенным признаком объектов торгового права является их коммерческая оборотоспособность, т.е. способность служить объектом торговых договоров и менять собственника.
Для определения понятия объектов торгового права необходимо выявление различий торгового и гражданского оборота. Сущностью торгового оборота является движение товаров на возмездной основе от изготовителя к потребителю. Понятие гражданского (имущественного) оборота является более широким. Согласно трактовке, дававшейся Г.Ф. Шершеневичем, понятие о гражданском обороте включает в свое содержание такие безвозмездные действия, как дарение, завещание, по самой идее несогласуемые с понятием экономического (торгового) оборота13. Современное гражданское законодательство также включает в состав гражданского оборота любые отношения по передаче имущества (п. 1 ст. 2 ГК).
Статья 129 ГК говорит об оборотоспособности объектов гражданских прав. Согласно п. 1 названной нормы объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Коммерческая оборотоспособность означает возможность свободного отчуждения объектов на возмездной основе. Она не касается актов безвозмездной передачи имущества, в том числе в порядке дарения, наследования, реорганизации юридического лица либо иным способом.
Таким образом, объектами торгового оборота признаются товары, т.е. имущество, обладающее оборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.
- Глава 2. Законодательное регулирование торговой деятельности
- 2.1. История развития торгового права
- 2.2. Современные тенденции развития торгового права
- 2.3. Проблема дуализма частного права
- 2.4. Становление торгового права России
- 2.5. Характеристика современного торгового законодательства России
- 2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства
- Литература
- Глава 3. Субъекты коммерческой деятельности
- 3.1. Понятие участников торговой деятельности
- 3.2. Виды субъектов коммерческого права
- 3.3. Организаторы товарного рынка
- 3.4. Оптовые торговые и посреднические организации
- 3.5. Основания выбора видов организаций
- Литература
- Глава 4. Объекты торгового права
- 4.1. Понятие объектов торгового права
- 4.2. Виды объектов торгового права
- 4.3. Классификация товаров
- 4.4. Правовой режим товаров
- 4.5. Способы обособления товаров
- Литература
- Глава 5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка
- 5.1. Понятие товарного рынка и его структуры
- 5.2. Пути развития структуры рынка
- 5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка
- 5.4. Формирование инфраструктуры рынка
- Литература
- Глава 6. Конкуренция в коммерческой деятельности
- 6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции
- 6.2. Способы создания конкурентной среды
- 6.3. Защита конкуренции