6.3. Защита конкуренции
Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.
Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.
Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.
Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные:
1) на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.
Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это – очевидный результат ценовых сговоров;
2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;
3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; и др.
Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.
Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК ещё в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.
Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.
Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.
В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, ч. 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.
Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формированию конкурентной среды на товарных рынках.
1Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 41. С. 311.
2Принципы международных коммерческих договоров. М., 2003.
3Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. № 3; № 4.
4Внешнеторговое право. 2004. № 2.
5Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 117.
6Монтескье Ш. Избранные произведения. М, 1955. С. 442.
7Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / Под ред. В.А. Томсинова. М, 2003. С. 42.
8Шустер П. Основы немецкого торгового и хозяйственного права М., 1995. С. 24.
9Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 70.
10См.:Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М., 2003. С. 42.
11Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 200.
12Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. С. 297.
13См.:Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 24.
- Глава 2. Законодательное регулирование торговой деятельности
- 2.1. История развития торгового права
- 2.2. Современные тенденции развития торгового права
- 2.3. Проблема дуализма частного права
- 2.4. Становление торгового права России
- 2.5. Характеристика современного торгового законодательства России
- 2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства
- Литература
- Глава 3. Субъекты коммерческой деятельности
- 3.1. Понятие участников торговой деятельности
- 3.2. Виды субъектов коммерческого права
- 3.3. Организаторы товарного рынка
- 3.4. Оптовые торговые и посреднические организации
- 3.5. Основания выбора видов организаций
- Литература
- Глава 4. Объекты торгового права
- 4.1. Понятие объектов торгового права
- 4.2. Виды объектов торгового права
- 4.3. Классификация товаров
- 4.4. Правовой режим товаров
- 4.5. Способы обособления товаров
- Литература
- Глава 5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка
- 5.1. Понятие товарного рынка и его структуры
- 5.2. Пути развития структуры рынка
- 5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка
- 5.4. Формирование инфраструктуры рынка
- Литература
- Глава 6. Конкуренция в коммерческой деятельности
- 6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции
- 6.2. Способы создания конкурентной среды
- 6.3. Защита конкуренции