logo
БП и РЦБ / цен-бумаг-лекц

Облигации

После полной оплаты уставного капитала акционерное общество в соответствии с его уставом (а также общество с ограниченной ответственностью) вправе по решению совета директоров (в ООО — по решению общего собрания участников) размещать облигации и иные ценные бумаги общества. Облигации общество может выпускать:

• под залог имущества;

• под обеспечение третьими лицами;

• без обеспечения (не ранее третьего года существования общества и после утверждения двух годовых балансов).

Акционерное общество вправе выпускать облигации, конвертируемые в акции, в количестве не более числа объявленных акций определенных категорий и типов.

Облигация — стандартизированный юридический документ, пригодный для купли-продажи.

Классическая облигация — это долговое свидетельство, которое включает два главных обязательства:

а) обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока выпуска данной бумаги номинальную стоимость облигации;

б) обязательство эмитента выплачивать держателю облигации регулярный фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости, указанной на облигации.

Принципиальная разница между акциями и облигациями компании заключается в том, что, купив акцию, ее владелец (инвестор) становится одним из собственников выпустившей ее компании. Купив облигацию компании, инвестор становится ее кредитором.

Компания получает возможность выпускать облигации, то есть брать деньги взаймы, когда ее положение на рынке достаточно устойчиво. До этого момента единственный путь получить финансовые средства — эмиссия акций.

Молодая компания не располагает ни материальными гарантиями, ни авторитетом, которые позволяли бы ей выпускать облигации. Зрелая компания вправе выбирать, что ей выгоднее — осуществить дополнительный выпуск акций, расширив круг собственников, или же эмитировать облигации, получив тем самым долгосрочный заем.

На этот выбор влияют следующие факторы:

1. Конъюнктура фондового рынка. Если, например, курсы акций идут вверх, причем растет спрос и на эмитированные ранее акции данной корпорации, то дополнительный их выпуск имеет все шансы на успех. Когда курс выше среднего, для привлечения капитала необходимой величины требуется продать относительно небольшое число акций и воздействие нового выпуска на степень рассредоточения контроля над компанией будет минимальным. При общем снижении курсов выпуск новых акций, наоборот, может столкнуться с большими трудностями или вообще окажется невозможным.

2. Уровень процентной ставки. Если она высока или имеет тенденцию к росту, это означает дороговизну кредитов и уменьшает привлекательность облигаций.

3. Характер предполагаемого использования инвестиций. Выпуск облигаций по общему правилу осуществляется, когда средства требуются для конкретной, строго определенной цели, когда доходы и расходы, ожидаемые в связи с финансируемым инвестиционным проектом, можно достаточно уверенно предсказать. Напротив, если фонды аккумулируются для целей, не ограниченных временными и точными количественными рамками, предпочтительнее при прочих равных условиях эмиссия акций.

4. Ликвидность компании в долгосрочном плане, то есть ее способность выполнять свои долгосрочные обязательства. Эта способность оценивается коэффициентом платежеспособности (задолженности):

Коэффициент = общая сумма задолженности.

платежеспособности собственный капитал

Чтобы не иметь проблем с кредиторами из-за слишком высокого удельного веса заемного капитала, компания должна следить за значением коэффициента задолженности: при эмиссии облигаций оно не должно превышать среднеотраслевого значения (например, для электроприборостроения среднеотраслевое значение данного коэффициента составляет = 0,8).

Критерии классификации облигаций. Облигации можно классифицировать по следующим критериям:

1) статусу заемщика (эмитента);

2) целям выпуска;

3) срокам, на которые выпускается заем;

4) форме выпуска;

5) надежности;

6) способу выплаты дохода;

7) способу погашения.

Деление по критериям в определенной степени условно, поскольку они взаимосвязаны.

Статус эмитента. На облигационный рынок выходят эмитенты трех категорий:

•- государство в лице тех или иных органов центральной или местной власти;

•- частные компании;

•- иностранные заемщики, которые, в свою очередь, подразделяются на государственных и частных.

Статус эмитента тем выше, чем меньше риск его банкротства. Считается, что государство не может обанкротиться. И потому его облигации выступают «эталоном надежности». Но чем меньше риск, сопряженный с приобретением облигации, тем меньше оснований выплачивать по ней высокий процент. Здесь мы сталкиваемся с проявлением одной из зависимостей, которые приводят в движение весь механизм фондового рынка: недостаток надежности необходимо компенсировать повышенным доходом. Таким образом, из всех поступающих на облигационный рынок бумаг государственные обязательства являются (должны быть) наименее доходными. На противоположном полюсе, где доходность максимальна, расположатся бумаги эмитентов, внушающих меньше всего доверия. Такими могут оказаться облигации иностранных компаний. Им нередко приходится выплачивать инвесторам высокий процент как своеобразную «премию» за повышенный риск. Таково, например, отношение к российским государственным еврооблигациям зарубежных инвесторов.

По целям облигационные займы принято подразделять на три группы:

• выпускаемые для финансирования новых инвестиционных проектов, которые намеревается осуществить эмитент;

• выпускаемые для рефинансирования имеющейся у эмитента задолженности;

• выпускаемые для финансирования мероприятий, не имеющих непосредственного отношения к производственной деятельности эмитента, например для финансирования слияний и поглощений фирм, то есть, по сути дела, для обеспечения этапных, качественных сдвигов в производстве.

Сроки облигационных займов и процентные ставки. К облигациям принято относить бумаги, выпущенные на срок более одного года. Краткосрочные бумаги со сроком действия до одного года считаются инструментами денежного рынка, в то время как облигации являются инструментом рынка капиталов. Вместе взятые, денежный рынок и рынок капиталов образуют рынок ссудных капиталов. Ссуда денег имеет место, когда речь идет о текущих платежах и поступлениях, о потребности взять краткосрочный кредит для поддержания баланса между текущими расходами и доходами.

Совсем другое дело — ссуда капитала, которая направляется на финансирование инвестиционных проектов. Они, будучи закончены, начнут давать прибыль. Это и означает, что кредит был использован как капитал. Таким образом, назначение ссуды связано со сроками, на которые она предоставляется. Поэтому облигации выпускаются на срок более года. Обычно компании выпускают облигации на срок до 7 лет (среднесрочные) и 10 лет (долгосрочные).

Для кредитора предоставление денег в долг сопряжено при прочих равных условиях с тем большим риском, чем дольше срок, на который выдается кредит. Поэтому в обычной ситуации процент по долгосрочным облигациям наиболее высок, а по краткосрочным — наиболее низок.

Процентные ставки в условиях рыночной экономики являются инструментом достижения сбалансированности производственно-хозяйственной деятельности в народном хозяйстве. Их колебания приносят меньшие социально-экономические последствия, чем колебания объемов производства и уровня занятости.

Условия облигационных займов. Основным принципом выпуска облигаций является способность эмитента выполнить взятые на себя обязательства. В этих целях выпуск облигаций сопровождается рядом условий.