3. Законодательство допускает выпуск облигаций без обеспечения, но только не ранее третьего года существования акционерного общества и после утверждения двух годовых балансов.
Облигации, выпускаемые без обеспечения, в действительности могут обеспечиваться надежностью компании и быть ничуть не хуже облигаций, выпущенных под залог. Это происходит, когда компания имеет основания полагаться на прочность как своего финансового положения, так и своей репутации в деловом мире. И потому не считает нужным обеспечивать свои облигации залогом. Более того, компания может посчитать, что выпуск закладных как бы принизит ее статус. В таких случаях облигации без обеспечения эмитируются под такой же процент, под какой выпускались бы закладные. Одинаковость процента — самое убедительное доказательство их надежности.
4. Рейтинги облигаций. Кредитоспособность открыто реализуемых долговых обязательств инвесторы часто определяют на основе оценки этих обязательств инвестиционными агентствами. Основными такими агентствами являются Moodys Investors Service и Standard & Poors. При выпуске корпорацией новых облигаций эмитент обращается в агентство для оценки облигаций, установления их рейтинга и условий обновления этого рейтинга на протяжении всего срока существования облигаций, вплоть до их погашения. За эти услуги эмитент выплачивает агентству комиссионные. Помимо этого, агентство взимает с эмитента плату за опубликование информации о рейтинге облигаций.
Агентства предоставляют инвесторам свою оценку выпуска посредством публикации характеристики, состоящей из комбинации букв. При составлении такого рейтинга агентства стараются оценить выпуск с точки зрения вероятности невыполнения обязательств.
Система рейтингов предусматривает 4 градации в первой категории облигаций (инвестиционных, то есть считающихся высоконадежными). Возьмем в качестве примера рейтинги, даваемые указанными фирмами. Облигации высшей градации получают рейтинг Ааа (Moodys Investors Service) и ААА (Standard & Poors). Следующая инвестиционная градация обозначается соответственно рейтингами Аа и АА. Такие облигации считаются высококачественными. Третья инвестиционная градация — в обоих случаях она обозначается рейтингом А — охватывает облигации, относимые к «высшим среднекачественным». Последняя инвестиционная градация имеет рейтинги соответственно Ваа и ВВВ. Далее — пять аналогично построенных градаций для второй категории бумаг (до С). Облигации этой категории характеризуются как обладающие спекулятивными элементами или явно спекулятивные. Это означает низкую степень уверенности в том, что эмитент может выполнить все свои обязательства по выплате процентов и погашению облигаций, причем не только в условиях плохой общеэкономической конъюнктуры; кроме того, по облигациям с рейтингами, начинающимися на «С», платежи процентов уже могли быть приостановлены.
В рамках всех градаций, кроме высшей, обе фирмы дают рейтинги, ранжирующие облигации в рамках данной градации. Так, фирма Standard & Poors может добавлять знаки «+» и « - ». Например, в рамках градации СС облигация с рейтингом «СС+» оценивается как относительно более надежная, чем облигация с рейтингом «СС-». Фирма Moodys Investors Service использует в тех же целях индексы 1, 2, 3. В рамках даваемой ею градации Са. облигация с рейтингом «Са-1» предпочтительнее облигации с рейтингом «Са-3».
Присвоение рейтинга — результат большой аналитической работы, в ходе которой определяется ряд таких ключевых финансовых коэффициентов, как:
степень покрытия процентных = валовая прибыль
платежей прибылью сумма процентных платежей
коэффициент = долгосрочная задолженность
платежеспособности долгосрочная + собственный
задолженность капитал
и т. д. — всего около десяти показателей. Вместе взятые, они весьма полно характеризуют способность должника выполнить принятые обязательства. При этом абсолютные величины коэффициентов отчетливо меняются с переходом от одной градации к другой. Так, валовая прибыль у эмитентов облигаций градации ААА превышает причитающиеся с них процентные платежи в 10 раз, градации АА — в 8 раз, градации А — в 5 раз. И так до градаций, где валовая прибыль недостаточна для выполнения обязательств по процентным платежам.
Значение рейтингов выходит далеко за рамки их первоначальной функции — служить компасом для инвесторов. От рейтинга зависит стоимость облигационного займа для эмитента: чем ниже рейтинг, тем выше процент, который приходится устанавливать по займу.
Номинальная стоимость облигации и доход. Номинальная стоимость облигации обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа, то есть при погашении облигации. Процент дохода устанавливается к номиналу. Отношение суммы процентных платежей, полученных за год, к номинальной стоимости облигации называется ее «купонной доходностью*; связанное с владением облигацией право получать фиксированную сумму ежегодно в течение ряда лет именуют аннуитетом.
Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной стоимостью. Этим, в частности, они отличаются от акций, продажную цену которых (или номинал, если он указывается) эмитент устанавливает в расчете на приобретение их представителями широких слоев населения. Облигации ориентируют либо на богатых индивидуальных, либо на институциональных инвесторов. В США наиболее распространены облигации с номиналом 1 000 дол., то есть примерно в 30 раз выше средней стоимости акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Это не означает, что облигации вообще недоступны лицам с относительно невысокими доходами. Сумма, достаточная для приобретения акции, может быть вложена и в облигацию, только не прямо, а косвенно — через инвестиционные фонды, объединяющие средства мелких вкладчиков.
Рыночная стоимость и реальная доходность. Облигации, как правило, являются высоколиквидным объектом инвестирования в силу того, что существует их активный вторичный рынок.
Для того чтобы определить рыночную стоимость облигации, дадим определения понятиям будущей (конечной) и текущей стоимости.
Будущая стоимость (ТУп) — стоимость в будущем (через п лет) инвестированной сейчас суммы денег (хо) — определяется по формуле сложных процентов:
ТУп - *0(1 + г)я,
где г — ссудный (купонный) процент.
Например, при хо =100 руб. и г = 8% для трехлетнего периода (п = 3) величина ТУ будет:
ТУ3 = ЮО-1,083 = 125,97 руб.
Если проценты выплачиваются не один раз в год, а т раз, то
ТУп
Например, если проценты выплачиваются поквартально, то в нашем примере
ГУ3 = 100 •(! +
126,82 руб.
782 Текущая стоимость — дисконтированная (пересчитанная на текущее время) стоимость будущего денежного потока. Она определяется по формуле:
" (1+К)п>
где РУ — текущая стоимость денежного потока хп, которая должна быть получена через л лет; К — ставка дисконтирования. Если хп = ТУп, то
'_ (1+К)п '
И при ставке дисконтирования, равной ссудному проценту К = г, получим РУ = х$. Это означает, что текущая стоимость будущей стоимости денежного потока равна инвестированной в настоящее время сумме. Например, будущая стоимость суммы 100 руб., инвестированной сейчас под 8% годовых, через 3 года составит 125,97 руб. Текущая же стоимость этой будущей стоимости, то есть суммы 125,97 руб., которую мы рассчитываем получить через 3 года, составит 100 руб.
На рис. 1 показаны текущие стоимости 100 руб., полученные через 1—10 лет при ставке дисконтирования 5, 10, 15%.
- Правовые основы рынка ценных бумаг
- Ценные бумаги. Общая характеристика ценных бумаг
- Эмиссионные ценные бумаги.
- Передача и исполнение прав по ценной бумаге.
- Свойства и преимущества акций
- Облигации
- 1. Определение доверенного лица и заключение контракта.
- 2. Выпуск компанией облигаций под залог или обеспечение третьими лицами.
- 3. Законодательство допускает выпуск облигаций без обеспечения, но только не ранее третьего года существования акционерного общества и после утверждения двух годовых балансов.
- I Текущая стоимость, руб.
- Изменение рыночной стоимости облигации при заданном изменении уровня дохода
- § 9.1.4. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков
- Производные ценные бумаги
- Выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг
- 3. Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг, в том числе:
- Формы рынка ценных бумаг
- Участники рынка. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- (Эмитент сам ведет реестр)
- Фондовая биржа
- Информационное обеспечение рынка ценных бумаг
- Государственное регулирование и саморегулирование рынка ценных бумаг
- Особые меры защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке эмиссионных ценных бумаг
- Повышение защищенности мелких инвесторов.