logo
lektsii_bank_menedzh_1 (2)

1.4 Теоретические основы банковского менеджмента

Развитие теорий управления банком связано с эволюционными преобразованиями в экономических отношениях, с изменениями организационно –правовой базы, техническим прогрессом.

Выделяют три этапа в становлении банковского менеджмента:

        1. Функциональный менеджмент

А) депозитно – ссудная стадия развития

Он охватывает период становления капиталистических отношений в банковской деятельности до появления свободной конкуренции в начале 20 века. Банковские функции ограничивались посредничеством между заемщиком и владельцем свободных средств.

Б) инновационная стадия развития

Переход к этой стадии связан с усилением влияния банка на экономические процессы, концентрацией капитала, сращиванием банковского и промышленного капитала, образованием монополий. Начинает преобладать инвестирование и появляется управленческая сфера деятельности.

2. Маркетинговый менеджмент

В середине 20 века менеджмент перемещается из промышленности в рыночную и финансовую сферы. Основные управленческие действия связаны с сокращением издержек, ориентацией на ресурсы и захват рынка потребителей. Переход к маркетинговому менеджменту был обусловлен необходимостью выхода за рамки внутренней среды, решающим фактором развития банков стала адаптивность к внешней среде и учет ее конъюнктуры в своей деятельности. Востребованность функций и операций банка стала определяться рынком.

3. Социально-ориентированный менеджмент

В конце 20 века рыночная ориентация мировых банков утрачивает свою значимость. Причиной перехода к новой стадии становится постиндустриальная эпоха в экономике, характеризующаяся неопределенностью, хаотичностью внешней среды, изменчивостью поведения партнеров и потребителей, ростом информационных и интеллектуальных услуг.