3.3. Основные принципы управления персоналом
Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом. Управление персоналом охватывает широкий спектр функций.
Руководители и работники подразделений системы управления персоналом оценивают результативность труда персонала, деятельность подразделений системы управления, экономическую и социальную эффективность управления персоналом. А так же они обязаны соблюдать принципы управления персоналом.
Принципы управления персоналом – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.
Принципов управления персоналом множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся и отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля и исполнения решений и др.
Многочисленные исследования ученых-экономистов в разных странах свидетельствуют, что компании, эффективно управляющие человеческими ресурсами, достигают более высокого уровня прибыльности и финансового роста, чем их конкуренты.
В процессе перехода к рыночной экономике руководители должны не только распознавать возможные выгоды и риск, не только развивать на базе имеющихся ресурсов соответствующие стратегии, но и управлять организационным процессом. А значит, использовать все доступные и приемлемые принципы управления персоналом:
- принцип системности и комплексности:Система, подразумевающая объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в нее частей. Любая организация есть система. Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип системности.
Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.
Например, прибыль банка при прочих равных внешних условиях изменяется в зависимости от эффективности работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т.д.В большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше, чем группы, в которую входят 17 сотрудников.
Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.
Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.
Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.
Централизация управления:Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации - увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на уровне работников. Негативные стороны централизации заключаются в снижении оперативности управления, уменьшения возможностей адаптации к новым условиям работы. Имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач, позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи. Но в некоторых, чаще всего экстремальных, ситуациях принцип единоначалия совершенно незаменим.
Децентрализация управления:Это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации - облегчение процессов принятия решений и инициатив на нижних уровнях управления. Оперативность руководства, высокая адаптивность организации к новым условиям. Негативные стороны децентрализации - обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях. Освобождает членов коллектива от постоянной опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации.
Совместимость –взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность персонала в системе. На уровне организации нередко возникают противоречия интересов банка и потребностей его персонала. Проблемам психологической совместимости членов коллектива групп также посвящено большое число научных работ.
- принцип правовой защищенности: Этот принцип требует от руководителей знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актом. Взаимодействие между банками, в лице руководителя банка, и работника зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы. Предсказать направление и результат действия этих законов, указов и регламентов очень сложно
- принцип делегирования полномочий:Само название принципа содержит расшифровку его основного смысла - передача руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.
- принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.Преимущества делегирования полномочий:
- возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
- сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития;
- делегирование - лучший способ мотивации творческих и активных работников;
- делегирование - лучший способ обучения;
- делегирование - как способ профессиональной карьеры.
- принцип соответствия: Определить соответствие работника занимаемой должности - задача не из легких. Обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте. Значительно реже встречаются случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности.
Есть много методов помочь человеку в поисках его истинного места в коллективе, найти свое призвание. Японские менеджеры достигают этой цели путем ротации, т.е. перемещением сотрудника с одного места работы в другие структурные подразделения. Чаще всего эти перемещения производятся "по горизонтали", но иногда и с повышением в должности - "по вертикали". Многое дают система наставничества, когда к новичку прикрепляют опытного специалиста, и частые контакты руководителя со своими сотрудниками, иногда и в неофициальной обстановке. Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия.
Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке управленческих кадров и в первую очередь при оценке своих собственных возможностей, своего соответствия выполняемой работе.
- принцип автоматического замещения отсутствующего:Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.Есть одно, несколько неожиданное следствие этого принципа - важность служебных должностных инструкций, документов, направленных на выполнение
- принцип повышения квалификации: Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования. Реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно встречала сопротивление на всех уровнях управления - работники низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения квалификации.
- принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.Опыт крупнейших фирм Европы, Америки, Японии показывает, сколь настойчиво проводят они политику тотального повышения квалификации и переподготовки кадров. Тысячи институтов, колледжей, постоянно действующих семинаров и курсов проводит обучение персонала любого уровня, и банки расходуют большие средства на эти мероприятия. Другим методом обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности банка, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов. Необходимость ротации и постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики. Последние достижения в информационной технологии открывают новые возможности и при решении проблем повышения квалификации. Весьма интересные перспективы открываются при использовании для системы индивидуального образования идей телеверситета - с помощью телесетей промышленные фирмы и отдельные слушатели имеют возможность получить доступ к мощным образовательным центрам на любом расстоянии и в удобное для них время. Так, например, создана в 1998 г. телеакадемия в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
- принцип «Монтера Мечникова»:Принцип "монтера Мечникова" гласит, что любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана вакансия. Принцип имеет еще одну область применения: оплата работы по конечным результатам. Труд требует вознаграждения, и делается только то, что вознаграждается.
- принцип цели: В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать так - каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды управления и до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях. Ряд американских и японских корпораций широко используют и другие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетание такого контроля с корпоративной культурой; консенсуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.
- 1Понятие банковского менеджмента. Цели и задачи банковского менеджмента, роль в банковском деле
- 1.1 Понятие банковского менеджмента
- 1.2 Принципы банковского менеджмента
- 1.3 Цели и задачи банковского менеджмента
- Финансовый менеджмент
- 1.4 Теоретические основы банковского менеджмента
- 1.5 Содержание банковского менеджмента
- 1.6 Роль менеджмента
- 2. Организация банковской деятельности
- Понятие организационной структуры
- Типы организационных структур
- 2.3 Организационные структуры управления коммерческим банком, их функциональные подразделения
- 2.4 Совершенствование организационной структуры управления банком
- 3 Управление персоналом банка
- 3.1 Организация кадровой политики
- 3.2 Принципы кадровой политики
- 3.3. Основные принципы управления персоналом
- 3.4. Разновидность методов управления персоналом
- 4 Управление банковскими рисками
- 4.1 Понятие банковского риска. Виды банковских рисков
- 4.2 Этапы управления рисками
- 4.3 Методы снижения и защиты банковских рисков
- 5 Управление активами и пассивами
- 5.1 Основные задачи управления активами и пассивами
- 5.2 Стратегия управления активами и пассивами
- 5.3 Понятие дисбаланса между активами и пассивами. Накопленный дисбаланс
- 6. Банковский менеджмент в процессе управления пассивами
- 6.1 Понятие процесса управления пассивами
- 6.2Структура пассивов коммерческого банка.
- 6.3Собственный капитал коммерческого банка
- 6.4 Управление собственным капиталом банка и методы управления им
- 6.5 Анализ достаточности собственного капитала банка
- 6.6 Управление привлеченными средствами
- 6.7 Оценка эффективности использования депозитных средств
- 6.8 Особенности процесса управления не депозитными источниками средств
- 7 Управление активами
- 7.1 Экономическая сущность активных операций и их анализ
- 5.2Качество активов коммерческого банка
- 7.3 Управление кредитным портфелем. Оценка качества кредитного портфеля
- Оценка состояния «проблемной части» кредитного портфеля банка
- Информация о скрытых потерях Банка (требований, безнадежных ко взысканию)
- 4. Коэффициент покрытия убытков по ссудам
- 5. Коэффициент темпов погашения просроченных кредитов
- 7.4 Управление валютным портфелем и валютными рисками
- 7.5 Управление портфелем инвестиций коммерческого банка
- 8 Управление ликвидностью коммерческого банка
- 8.1 Понятие управления ликвидностью
- 8.2 Теории управления ликвидностью
- 8.3 Методы оценки банковской ликвидности
- 9 Управление прибыльностью коммерческого банка
- 1 Прибыль коммерческого банка и её компоненты
- 2 Система управления прибылью банка
- 3 Способы оценки и регулирования уровня прибыли путём структурного анализа доходов и расходов коммерческого банка.
- 4 Система финансовых коэффициентов и факторный анализ для оценки прибыльности банка
- 10.1 Сущность и роль анализа финансового состояния коммерческого банка
- 10.2. Методы анализа финансового состояния банка и их классификация
- 10.3 Создание и обработка информационной базы для проведения анализа финансового состояния банка
- 10. 4 Оценка и анализ состава и структуры активов и пассивов банка
- 10.5 Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка
- 10.6 Оценка деловой активности коммерческого банка