6.1 Понятие процесса управления пассивами
Управление активами и пассивами банка является неотъемлемой частью финансового банковского менеджмента и позволяет минимизировать риски банковской деятельности. Основная задача управления заключается в оптимизации структуры баланса с целью обеспечения более высокого уровня эффективности банковских операций при одновременном сокращении издержек и соблюдении действующих ограничений ликвидности банка.
Управление пассивами — определяется процессом разработки методов управления пассивами.
Процесс управления пассивами банка предполагает их прибыльное, эффективное использование в соответствии с возможностями формирования ресурсной базы и наоборот.
В широком смысле управление пассивами представляет собой деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и кредиторов, определением соответствующей структуры источников средств для данного банка. В более узком смысле под управление пассивами банка понимают действия менеджеров, направленные на удовлетворение внутрибанковского спроса на ликвидность путем активного изыскания заемных и привлеченных средств.
Сам процесс управления пассивами в системе банковского менеджмента — ключевое звено. Как правило, в КБ управление в рамках таких операций подлежат вклады до востребования: срочные, сберегательные, срочно- депозитные сертификаты, краткосрочные депозиты, сертификат денежного рынка. Главная задача любого КБ расширение клиентуры для увеличения депозитных операций. В настоящее время рассматриваются следующие методы управления пассивных операций:
1) Определение оптимальной МТБ и квалифицированного персонала.
2) Учёт общеэкономической ситуации в стране и мирового конъюнктуры.
3) Учёт при планировании пассивных операций своего местонахождения и расположения филиалов, предусматривает оказание небанковских услуг.
4) Учёт опыта старых КБ, давно работающих на рынке и привлекавших средства, последовавших поколений вкладчиков.
5) Развитие и расширение пассивных операций КБ в рамках гибкой политики с одновременным поддержанием устойчивости.
6) Использование факторов ЦБ и внутреннего рынка для расширения пассивных операций.
7) Развивать систему маркетинга, вводить новые проекты, эффективно использовать рекламу в СМИ.
Управление пассивами включает два направления: управление привлеченным капиталом, управление собственными средствами банка.
Управление привлеченными средствами - деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов КБ за счет привлечения средств. Управление собственным капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных пропорций между элементами капитала с целью достижения количественных и качественных показателей деятельности.
Процесс управления пассивами представляет собой выработку цели управления на основе поставленных задач и осуществления управляющих воздействий субъекта управления на объект при помощи соответствующих методов. Основополагающим моментом в менеджменте является правильная постановка целей и выбор соответствующих инструментов для их достижения. Главной стратегической целью управления пассивами является достижение рентабельности (прибыльности) работы банка при одновременном обеспечении необходимого уровня его ликвидности, повышения стоимости капитала. Это внутренние цели банка. Но всегда целью «напоказ» является максимальное удовлетворение потребностей клиентов через расширение качества и количества предоставляемых услуг и операций.
Управление пассивами включает в себя стратегическое и тактическое управление.
стратегия – общее направление и способ использования средств для достижения целей;
тактика – совокупность средств, методов и приемов в конкретных условиях.
Основные задачи тактики управления пассивами:
определение величины собственного капитала, необходимого и достаточного для обеспечения надежности (цели ликвидности), а также для расширения активных операций банка (цели прибыльности);
изыскание ресурсов, необходимых для выполнения банком обстоятельств перед клиентами (цель - ликвидность) и развития активных операций (цель - прибыльность);
привлечение срочных депозитов для обеспечения ликвидности баланса и привлечение депозитов до востребования для получения прибыли за счет использования дешевых ресурсов;
установление степени риска по привлеченным средствам (процентный риск, риск недополучения прибыли, риск неплатежеспособности);
расчет соотношения расходов на привлечение средств с предполагаемыми доходами от их размещения;
выбор структуры ресурсов, обеспечивающий ликвидность банка.
С точки зрения менеджмента, элементами управления пассивами банка являются планирование, анализ, регулирование и контроль.
Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов с учетом факторов внутренней и внешней среды. На основе планирования разрабатываются внутрибанковские документы, положения:
- депозитная политика;
- учетная политика;
- процентная политика;
- положение о депозитах юр. лиц, физ. лиц;
- положение о межбанковском кредитовании;
- положение о подразделении мобилизации денежных средств и др.;
- инструкции о порядке совершения депозитной операции банка.
Анализ включает последовательный процесс оценки структуры и динамики привлечения капитала, диагностику причин неустойчивости неэффективности операций, сравнительный анализ.
Регулирование сводится к соблюдению требований ЦБ РФ, разработке методов и инструментов привлечения капитала и увеличения достаточности собственного капитала, корректированию и ограничению рисков деятельности.
Контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внутрибанковский контроль – на текущий и последующий.
Принципы управления пассивами :
- соблюдение нормативных требований и ограничений;
- прибыльность;
- ликвидность;
- взаимосвязанность и согласованность активно- пассивных операций;
- стабильность и дифферинцированность;
- качество и имидж банка.
- 1Понятие банковского менеджмента. Цели и задачи банковского менеджмента, роль в банковском деле
- 1.1 Понятие банковского менеджмента
- 1.2 Принципы банковского менеджмента
- 1.3 Цели и задачи банковского менеджмента
- Финансовый менеджмент
- 1.4 Теоретические основы банковского менеджмента
- 1.5 Содержание банковского менеджмента
- 1.6 Роль менеджмента
- 2. Организация банковской деятельности
- Понятие организационной структуры
- Типы организационных структур
- 2.3 Организационные структуры управления коммерческим банком, их функциональные подразделения
- 2.4 Совершенствование организационной структуры управления банком
- 3 Управление персоналом банка
- 3.1 Организация кадровой политики
- 3.2 Принципы кадровой политики
- 3.3. Основные принципы управления персоналом
- 3.4. Разновидность методов управления персоналом
- 4 Управление банковскими рисками
- 4.1 Понятие банковского риска. Виды банковских рисков
- 4.2 Этапы управления рисками
- 4.3 Методы снижения и защиты банковских рисков
- 5 Управление активами и пассивами
- 5.1 Основные задачи управления активами и пассивами
- 5.2 Стратегия управления активами и пассивами
- 5.3 Понятие дисбаланса между активами и пассивами. Накопленный дисбаланс
- 6. Банковский менеджмент в процессе управления пассивами
- 6.1 Понятие процесса управления пассивами
- 6.2Структура пассивов коммерческого банка.
- 6.3Собственный капитал коммерческого банка
- 6.4 Управление собственным капиталом банка и методы управления им
- 6.5 Анализ достаточности собственного капитала банка
- 6.6 Управление привлеченными средствами
- 6.7 Оценка эффективности использования депозитных средств
- 6.8 Особенности процесса управления не депозитными источниками средств
- 7 Управление активами
- 7.1 Экономическая сущность активных операций и их анализ
- 5.2Качество активов коммерческого банка
- 7.3 Управление кредитным портфелем. Оценка качества кредитного портфеля
- Оценка состояния «проблемной части» кредитного портфеля банка
- Информация о скрытых потерях Банка (требований, безнадежных ко взысканию)
- 4. Коэффициент покрытия убытков по ссудам
- 5. Коэффициент темпов погашения просроченных кредитов
- 7.4 Управление валютным портфелем и валютными рисками
- 7.5 Управление портфелем инвестиций коммерческого банка
- 8 Управление ликвидностью коммерческого банка
- 8.1 Понятие управления ликвидностью
- 8.2 Теории управления ликвидностью
- 8.3 Методы оценки банковской ликвидности
- 9 Управление прибыльностью коммерческого банка
- 1 Прибыль коммерческого банка и её компоненты
- 2 Система управления прибылью банка
- 3 Способы оценки и регулирования уровня прибыли путём структурного анализа доходов и расходов коммерческого банка.
- 4 Система финансовых коэффициентов и факторный анализ для оценки прибыльности банка
- 10.1 Сущность и роль анализа финансового состояния коммерческого банка
- 10.2. Методы анализа финансового состояния банка и их классификация
- 10.3 Создание и обработка информационной базы для проведения анализа финансового состояния банка
- 10. 4 Оценка и анализ состава и структуры активов и пассивов банка
- 10.5 Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка
- 10.6 Оценка деловой активности коммерческого банка