logo
lektsii_bank_menedzh_1 (2)

1.5 Содержание банковского менеджмента

С точки зрения содержания БМ, как отмечалось выше, подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.

Планирование в БМ

Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Результатом планирования является разработка:

- перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе для достижения целей и задач, стоящих перед банком;

- текущих планов (бизнес-планов), определяющих краткосрочные параметры деятельности банка и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.

В планах должны найти отражение: стратегические цели и задачи банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации: постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.

Одним из инструментов, при помощи которого выполняются утвержденные планы, осуществляется контроль за деятельностью сотрудников банка, являются документы, утверждаемые высшим органом, определяющие политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности. В документах, фиксирующих политику банка, должно содержаться описание организационных структур, участвующих в реализации соответствующего направления; распределение обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников банка; процедуры принятия решений; методика определения лимитов риска; методы документирования и исполнения решений; описание используемых инструментов (с приложением инструкций по применению); процедуры учета и отчетности.

Анализ в БМ

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Главными направлениями анализа являются:

- оценка развития объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли;

- оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита); стабильной и неустойчивой части депозитов; депозитов с устойчивой и колеблющейся ставкой и др.;

- оценка состояния активов банка; объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов); активов, приносящих и не приносящих доход; активов разной степени ликвидности и рискованности;

- оценка ликвидности банка на основе: расчета финансовых коэффициентов и их сравнения с критериальными уровнями, выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателей; определение степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам (ГЭП). Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью;

- оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках с помощью расчета системы количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру походов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка;

- анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования.

Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности: анализ кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала, процентной маржи, прибыльности отдельных операций и подразделений, показателей ликвидности и др. Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.

Регулирование и контроль в БМ

Регулирование в системе БМ имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внут-

рибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России.

Вместе с тем система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления:

- совершенствование организационной структуры банка, в частности создание новых подразделений банков, обеспечивающих повышение качества управления (аналитические службы, отделы планирования, маркетинга и т.д.);

- разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;

- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;

- принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;

- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля;

- разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);

- изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют ЦБ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют Совет банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также специальная служба внутреннего контроля, созданная в каждом банке в соответствии с указаниями ЦБ. Главным назначением внутрибанковскогоконтроля является защита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов ЦБ и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.