1.5 Содержание банковского менеджмента
С точки зрения содержания БМ, как отмечалось выше, подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.
Планирование в БМ
Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Результатом планирования является разработка:
- перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе для достижения целей и задач, стоящих перед банком;
- текущих планов (бизнес-планов), определяющих краткосрочные параметры деятельности банка и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.
В планах должны найти отражение: стратегические цели и задачи банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации: постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.
Одним из инструментов, при помощи которого выполняются утвержденные планы, осуществляется контроль за деятельностью сотрудников банка, являются документы, утверждаемые высшим органом, определяющие политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности. В документах, фиксирующих политику банка, должно содержаться описание организационных структур, участвующих в реализации соответствующего направления; распределение обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников банка; процедуры принятия решений; методика определения лимитов риска; методы документирования и исполнения решений; описание используемых инструментов (с приложением инструкций по применению); процедуры учета и отчетности.
Анализ в БМ
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.
Главными направлениями анализа являются:
- оценка развития объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли;
- оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита); стабильной и неустойчивой части депозитов; депозитов с устойчивой и колеблющейся ставкой и др.;
- оценка состояния активов банка; объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов); активов, приносящих и не приносящих доход; активов разной степени ликвидности и рискованности;
- оценка ликвидности банка на основе: расчета финансовых коэффициентов и их сравнения с критериальными уровнями, выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателей; определение степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам (ГЭП). Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью;
- оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках с помощью расчета системы количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру походов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка;
- анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования.
Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности: анализ кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала, процентной маржи, прибыльности отдельных операций и подразделений, показателей ликвидности и др. Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.
Регулирование и контроль в БМ
Регулирование в системе БМ имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внут-
рибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России.
Вместе с тем система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления:
- совершенствование организационной структуры банка, в частности создание новых подразделений банков, обеспечивающих повышение качества управления (аналитические службы, отделы планирования, маркетинга и т.д.);
- разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;
- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;
- принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;
- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля;
- разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);
- изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала.
Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют ЦБ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют Совет банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также специальная служба внутреннего контроля, созданная в каждом банке в соответствии с указаниями ЦБ. Главным назначением внутрибанковскогоконтроля является защита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов ЦБ и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.
- 1Понятие банковского менеджмента. Цели и задачи банковского менеджмента, роль в банковском деле
- 1.1 Понятие банковского менеджмента
- 1.2 Принципы банковского менеджмента
- 1.3 Цели и задачи банковского менеджмента
- Финансовый менеджмент
- 1.4 Теоретические основы банковского менеджмента
- 1.5 Содержание банковского менеджмента
- 1.6 Роль менеджмента
- 2. Организация банковской деятельности
- Понятие организационной структуры
- Типы организационных структур
- 2.3 Организационные структуры управления коммерческим банком, их функциональные подразделения
- 2.4 Совершенствование организационной структуры управления банком
- 3 Управление персоналом банка
- 3.1 Организация кадровой политики
- 3.2 Принципы кадровой политики
- 3.3. Основные принципы управления персоналом
- 3.4. Разновидность методов управления персоналом
- 4 Управление банковскими рисками
- 4.1 Понятие банковского риска. Виды банковских рисков
- 4.2 Этапы управления рисками
- 4.3 Методы снижения и защиты банковских рисков
- 5 Управление активами и пассивами
- 5.1 Основные задачи управления активами и пассивами
- 5.2 Стратегия управления активами и пассивами
- 5.3 Понятие дисбаланса между активами и пассивами. Накопленный дисбаланс
- 6. Банковский менеджмент в процессе управления пассивами
- 6.1 Понятие процесса управления пассивами
- 6.2Структура пассивов коммерческого банка.
- 6.3Собственный капитал коммерческого банка
- 6.4 Управление собственным капиталом банка и методы управления им
- 6.5 Анализ достаточности собственного капитала банка
- 6.6 Управление привлеченными средствами
- 6.7 Оценка эффективности использования депозитных средств
- 6.8 Особенности процесса управления не депозитными источниками средств
- 7 Управление активами
- 7.1 Экономическая сущность активных операций и их анализ
- 5.2Качество активов коммерческого банка
- 7.3 Управление кредитным портфелем. Оценка качества кредитного портфеля
- Оценка состояния «проблемной части» кредитного портфеля банка
- Информация о скрытых потерях Банка (требований, безнадежных ко взысканию)
- 4. Коэффициент покрытия убытков по ссудам
- 5. Коэффициент темпов погашения просроченных кредитов
- 7.4 Управление валютным портфелем и валютными рисками
- 7.5 Управление портфелем инвестиций коммерческого банка
- 8 Управление ликвидностью коммерческого банка
- 8.1 Понятие управления ликвидностью
- 8.2 Теории управления ликвидностью
- 8.3 Методы оценки банковской ликвидности
- 9 Управление прибыльностью коммерческого банка
- 1 Прибыль коммерческого банка и её компоненты
- 2 Система управления прибылью банка
- 3 Способы оценки и регулирования уровня прибыли путём структурного анализа доходов и расходов коммерческого банка.
- 4 Система финансовых коэффициентов и факторный анализ для оценки прибыльности банка
- 10.1 Сущность и роль анализа финансового состояния коммерческого банка
- 10.2. Методы анализа финансового состояния банка и их классификация
- 10.3 Создание и обработка информационной базы для проведения анализа финансового состояния банка
- 10. 4 Оценка и анализ состава и структуры активов и пассивов банка
- 10.5 Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка
- 10.6 Оценка деловой активности коммерческого банка