logo
ответы на вопросы1

65. Управление пассивами коммерческого банка.

Пассивные операции банков – это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. В результате пассивных операций происходит увеличение средств на пассивных счетах, а также активно-пассивных счетах (в части превышения пассива над активом).

Пассивные операции могут осуществляться в трёх формах:

  1. формирование собственных средств банка, к которым относятся Уставный фонд, резервный, страховые фонды, а также нераспределённая прибыль.

  2. формирование заемных средств. Сюда относятся кредиты, получаемые коммерческими банками от других банков и Национального банка.

  3. формирование привлечённых средств. Основной формой привлечения ресурсов являются депозитные операции. За счёт них формируется около 80-90% всех ресурсов банка.

Основную часть привлеченных средств составляют депозиты, которые подразделяются на вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады, а также контокоррентные и корреспондентские счета.

Управление пассивами коммерческого банка является неотъемле­мой составляющей управления его ликвидностью. Пассивные опе­рации определяют масштаб проведения его активных операций.

В российской практике банки ограничены в использовании управляемых пассивов для поддержания ликвидности. Связано это с неразвитостью и нестабиль­ным состоянием отечественного финансового рынка и минималь­ным набором финансовых инструментов, с помощью которых банк может привлекать средства.

Основными направлениями в развитии методов управления ли­квидностью через управления пассивами банка выступают:

во-пер­вых, формирование основной части пассивов, состоящей из привле­ченных средств клиентов. При этом значительная часть пассивов должна быть привлечена на срочной основе для того, чтобы их можно было использовать в активных операциях, приносящих до­ход, повысить устойчивость ресурсной базы посредством согласова­ния сроков привлечения и размещения' средств, снизить риск не­сбалансированной ликвидности банка.

Второе направление связано с поддержанием ликвидности через управляемые пассивы, т. е. средства, которые банк может привлечь по своей инициативе. К ним относятся депозитные сертификаты, облигации и займы у других банков, продажа ценных бумаг на усло­виях обратного выкупа (РЕПО), а также евровалютные кредиты