logo
ответы на вопросы1

30. Бюджетное устройство и принципы бюджетного устройства.

Бюджетное устройство– это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

         федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

         бюджеты субъектов РФи бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (21 бюджет республик в составеФедерации; 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджетыМосквы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области);

         местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных, сельских бюджетов).

Федеральный бюджет разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ– в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты- представительными органами местного самоуправления

Принципы:

         единства бюджетной системы, который предусматривает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации,

         разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, т.е. закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти различного уровня;

         самостоятельности бюджетов: право органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

         полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов;

         сбалансированности бюджета, означающих, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарномуобъему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита;

         эффективности и экономичности использования бюджетных средств;

         гласности, согласно которой бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов открыты для общества и средств массовой информации;

         достоверности бюджета, означающих надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджетов;

         адресности и целевого характера бюджетных средств, означающих, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением конкретных целей, на которые они направляются.

Бюджетный федерализм– это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере.