Вопрос 95.
Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.
При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом лимитов. Характер лимитов и условия их использования могут быть весьма разнообразными. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям.
Держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь внести средства на свой счет.
Дебетовая карточка -- карточка, по которой при отпуске товаров и предоставлении услуг осуществляется списание денег с карточного счета клиента. Некоторые банки при выдаче такой карточки требуют, чтобы клиент поддерживал на счету определенный минимальный остаток, а некоторые предоставляют клиенту кредит определенного соглашением размера (овердрафт).
Для обеспечения платежей держатель карточки может не вносить предварительно средства, а получить в банке-эмитенте кредит. Подобная схема реализуется при оплате посредством кредитной карточки. В этом случае лимит связан с величиной предоставленного кредита, в рамках которого держатель карточки может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карточки происходит после погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части.
Кредитная карточка -- карточка, по которой отпуск товаров и предоставление услуг осуществляются в кредит. Некоторые банки при выдаче такой карточки требуют, чтобы клиент внес страховой депозит.
Электронный кошелек -- карточка (как правило, с микросхемой), на которую с карточного счета клиента заранее заносится некоторая сумма денег. При покупках товаров и получении услуг их стоимости списываются с суммы, хранящейся на карточке, вне связи со счетом, хранящемся в основной базе данных системы.
Как кредитная, так и дебетовая карточки могут быть также корпоративными. Корпоративные карточки предоставляются компанией своим сотрудникам для оплаты командировочных или других служебных расходов. Корпоративные карточки компании связаны с каким-либо одним ее счетом. Карточки могут иметь разделенный и неразделенный лимиты. В первом случае каждому из держателей корпоративных карт устанавливается индивидуальный лимит. Второй вариант больше подходит небольшим компаниям и не предполагает разграничение лимита. Корпоративные карточки позволяют компании детально отслеживать служебные расходы сотрудников.
Семейные карточки в определенном смысле аналогичны корпоративным - право произведения платежей в рамках установленного лимита предоставляется членам семьи держателя карточки. При этом дополнительным пользователям предоставляются отдельные персонализированные карточки.
Пластиковая карточка предоставляет свое владельцу ряд преимуществ по сравнению с пользователем наличных денег.
Во-первых, можно не носить с собой большой суммы наличных денег и соответственно не испытывать сомнительного удовольствия от объемного кошелька. Кроме того, электронные деньги практически нельзя потерять - утратив карточку достаточно сообщить об этом платежной системе и можно идти карточку восстанавливать. При этом таможня пластиковые карточки деньгами не считает и соответственно каких-либо препятствий их владельцам не чинит.
Во-вторых, карточка позволяет быстро обналичить деньги, обменять одну валюту на другую, получить ряд дополнительных услуг.
В-третьих, карточка работает на престиж владельца - позволяет ему подняться по социальной
лестнице в глазах окружающих.
Классическая пластиковая карточка позволяет также расплачиваться даже, если у ее пользователя в данный момент нет денег
Банк-эмитент, выпуская карточки и гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер, осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:
обработку запросов на авторизацию,
перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам,
прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек,
распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др.
Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.
Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.
Процессинговый центр - специализированный вычислительный центр, являющийся технологическим ядром платежной системы. Процессинговый центр функционирует в достаточно жестких условиях, гарантированно обрабатывая в реальном масштабе времени интенсивный поток транзакций. Действительно, использование дебетовой карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она также проводится всегда. Не меньшие требования к вычислительным возможностям процессингового центра предъявляет и подготовка данных для проведения взаиморасчетов по итогам дня, поскольку обработке подлежат протоколы значительной (если не подавляющей) части транзакций, а требуемые сроки выполнения расчетов невелики - несколько часов.
Помимо вычислительных мощностей, процессинговый центр, если он осуществляет весь спектр сервисных функций, должен быть оснащен также оборудованием для персонализации пластиковых карточек
Таким образом, поддержание надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует, во-первых, наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре (или центрах - в развитой системе) и, во-вторых, развитой коммуникационной инфраструктуры, поскольку процессинговый центр системы должен иметь возможность одновременно обслуживать достаточно большое число географически удаленных точек.
- 2. Особенности взаимоотношений коммерческих банков с Центральным банком рф
- 3. Экономические основы банковской деятельности.
- 4. Вопрос
- 5. Понятие, назначение и цель составления бизнес-плана предприятия
- 12 Вопрос
- Вопрос 13
- Вопрос 14
- 15 Вопрос.
- Вопрос 16.
- Вопрос 17.
- 2) Срочные вклады,
- Вопрос 18.
- Вопрос 19.
- Вопрос 20.
- Вопрос 21.
- Вопрос 22.
- Вопрос 23
- Вопрос 24.
- 25.Механизм ценообразования в банковской сфере. Факторы, влияющие на банковское ценообразование.
- Вопрос 26.
- Вопрос 27.
- 29,30,31
- 32. Прибыль банка: формирование и использование. Показатели рентабельной деятельности банка
- Чистая процентная маржа и ее анализ.
- Анализ рентабельности, как инструмент определения эффективности работы функциональных подразделений банка
- Вопрос 37.
- 38 Факторы, влияющие на ликвидность и платежеспособность
- 41 Требования Банка России к содержанию политики в области управления ликвидностью.
- Вопрос 44
- Вопрос 46
- 5.Дифференциация условий предоставления кредита в зависимости от кредитоспособности клиента
- 49 Формы обеспечения возвратности кредита, сфера их применения
- 50 Залог и залоговый механизм
- Вопрос 53.
- 54. Банковский контроль и сопровождение кредита.
- Вопрос 55.
- Вопрос 56.
- Вопрос 57.
- Вопрос 58.
- 59. Понятие онкольного кредита
- Вопрос 60
- Вопрос 63.
- Вопрос 64.
- Работа банка с проблемными кредитами.
- Вопрос 66.
- Вопрос 67
- Вопрос 68
- Вопрос 69.
- Вопрос 70.
- Вопрос 71
- Вопрос 72
- Вопрос 73.
- Вопрос 74.
- Вопрос 75.
- Вопрос 76.
- Вопрос 77
- Вопрос 79.
- Вопрос 80.
- Вопрос 82.
- Вопрос 83.
- 89. Расчеты по инкассо
- Кассовая дисциплина
- Органы, контролирующие соблюдение кассовой дисциплины
- Ответственность за нарушение кассовой дисциплины
- 93. Памятка по соблюдению кассовой дисциплины
- 94.Прогноз кассовых оборотов банков
- Вопрос 95.
- Вопрос 96.
- 97. Лизинг в российской практике: сущность и проблемы развития
- 1.2 Основные элементы лизинговой операции
- 1.3 Срок лизинга (период лиза)
- Российская практика: проблемы и перспективы развития лизинга
- 98. Лизинговые операции банков
- 99. Трастовые операции банков
- Доверительное управление
- Агентские услуги
- 100. Факторинговые и форфейтинговые операции банков
- Форфейтинговые бумаги
- Основные характеристики форфейтинговых операций Используемая валюта
- Факторинг – приобретение банком ден.Требований продавца к покупателю с выплатой продавцу суммы долга немедленно либо в соответствии с его погашением покупателем
- Вопрос 101
- 102 Новые направления развития банковских услуг.
- Вопрос 105.
- Характеристика основных видов активных операций.
- Вопрос 106.
- Вопрос 107.
- Вопрос 108.