4. Вопрос
Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Банк скорее торговое, посредническое, нежели промышленное предприятие. Схожесть банка с торговлей не случайна. Банк действительно как бы покупает ресурсы, продает их, функционирует в сфере перераспределения, содействует обмену товарами. Он имеет продавцов, хранилища, особый товарный запас, его деятельность во многом зависит от оборачиваемости [38].
Коммерческие банки - активный элемент рыночной экономики. Банки аккумулируют средства юридических и физических лиц и размещают их от своего имени на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляют расчетно-кассовые, комиссионно-посреднические, трастовые операции, операции с ценными бумагами, кредитными картами, валютой, лизинг, факторинг, страхование, брокерские услуги и другие.
Коммерческие банки - единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.
Коммерческие банки - посредники продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка - промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения - через обслуживание их денежных потоков. Причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения конкретной страны [29].
Неотъемлемой частью банковской деятельности является риск. Характеристики, отличающие коммерческие банки от других коммерческих предприятий, а также подтверждающие рискованность их деятельности, следующие [11]:
- банки оперируют крупными активами, эмитируют и торгуют финансовыми инструментами, имеющими рыночную стоимость, падение которой может сказаться на капитале и платежеспособности банка;
- банки привлекают заемные средства, что при наличии низкого соотношения собственного капитала к совокупным активам, при наступлении форс-мажорных обстоятельств может привести к утрате доверия вкладчиков, кризису ликвидности и банкротству;
- банки осуществляют доверительное управление активами, принадлежащими другим лицам, что может вызвать ответственность за нарушение доверия;
- банки участвуют в транзакциях, которые инициируются в одной юрисдикции, регистрируются в другой и управляются в третьей; причем транзакции могут быть инициированы и завершены клиентом без вмешательства банка, например, через Интернет или в банкомате;
- банки имеют исключительный доступ к клиринговым и расчетным системам для чеков и переводов средств, валютных транзакций и т.д., являются неотъемлемой частью национальных и международных расчетных систем, следовательно, могут вызвать системный риск.
Все вышеперечисленное свидетельствует о постоянном усложнении банковской деятельности и, следовательно, о повышении требований к ее ведению.
Коммерческие банки находятся под постоянным пруденциальным надзором центрального банка и других финансовых ведомств. Банковский надзор основан на системе лицензирования и служит средством проверки соблюдения коммерческими банками законов и нормативов. Финансовые отчеты коммерческих банков подвергаются проверкам внешних аудиторов, заключение которых придает достоверность отчетности и укрепляет доверие к банковской системе [27].
В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности кредитных организаций в транснациональном масштабе.
В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «эффективность», но все они в итоге к двум общим определениям:
- эффективность есть соотношение затрат ресурсов и результатов, полученных от их использования;
- эффективность есть социально-экономическая категория, показывающая влияние способов организации труда участников процесса на уровень достигнутых ими результатов.
Оценку эффективности банковской деятельности чаще всего приводят, используя первое положение, согласно которому эффективность банка или банковской системы рассчитывается исходя из близости значений показателей деятельности каждого банка (например издержек, прибыли и т.д.) к некой, заранее определенной границе эффективности [40].
В целях соответствия пруденциальным требованиям, избежание банковских рисков, обеспечения устойчивости банки должны разрабатывать и применять эффективные процедуры оценки и управления своей деятельностью.
Коммерческие банки западных стран (например, США) уделяют большое внимание анализу своей деятельности. В банковском бизнесе получила распространение концепция «высокорентабельной банковской деятельности» (high-profitability banking), основные принципы которой:
- максимизация доходов - предполагает максимизацию доходов от предоставления кредита и доходов по ценным бумагам и др., поддержание гибкой структуры активов, приспособленных к изменениям процентной ставки;
- минимизация расходов - предполагает оптимизацию структуры пассивов, минимизацию потерь по кредитам, контроль за текущими расходами и т.п.;
- эффективный банковский менеджмент - рассматривается как система управления отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, а также персоналом, призванная обеспечить эффективную деятельность коммерческого банка. По мнению западных экономистов, стабильное развитие коммерческого банка в долгосрочной перспективе должно обеспечить формулирование глобальной стратегии банка и установление на ее основе стратегических целей и задач для всех направлений деятельности и структурных подразделений банка [28].
Понятию «эффективность» в английском языке соответствуют несколько терминов, которые в финансовой литературе трактуются следующим образом: effectiveness - способность достигать ранее определенные цели (независимо от того, какой ценой это было сделано); efficiency - оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов (независимо от того, была ли достигнута поставленная цель); effectuality - сочетание effectiveness и efficiency. Понятию «эффективность» также соответствует термин performance, обозначающий общее состояние организации, включая финансовые и нефинансовые параметры, достигнутый уровень развития и перспективы [44].
В управлении исторически первой стала самостоятельно обсуждаться проблема эффективности. По сути дела, первые теории менеджмента формируются в процессе рефлексии над проблемой эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве. Так, основополагающая работа одного из "отцов" менеджмента Г. Эмерсона, вышедшая в свет в 1912 г., носила название "Двенадцать принципов эффективности". Проблематика надежности начинает разрабатываться позднее, начиная с конца 40-х -начала 50-х годов двадцатого столетия, причем в основном представителями направления, связанного с управлением техническими системами. А еще позднее, где-то с начала 70-х годов этого столетия приобретает собственное звучание и проблема качества, преимущественно в работах по менеджменту.
Таким образом, термин «эффективность» является многозначным понятием и отражает отношение различных аспектов деятельности: результата и затрат, результата и целей, результата и потребностей, результата и ценностей. «Эффективность» как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности ко всем ее другим «элементам», причем каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности. Многокритериальность понятия «эффективность» требует особых способов согласования критериев между собой, и в зависимости от того, как они будут строиться, будут получаться различные значения эффективности. Различные точки зрения по поводу эффективности и методов ее оценки связаны с различными способами согласования частных критериев и имеют прагматическую, а не теоретическую основу.
Преломляя вышеизложенное на понятие «эффективность деятельности коммерческого банка», можно говорить также о его многоаспектности и многозначности. Поэтому в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности (доход и прибыть), так и результативность (рентабельность), а также всю совокупность показателей финансового состояния (устойчивость, ликвидность, платежеспособность) достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Совокупность критериев необходимо рассматриваться как систему, как комплексную характеристику, отражающую соответствие результатов деятельности коммерческого банка поставленным целям на каждом временном отрезке его функционирования, и в данном аспекте, только достижение всех, а не нескольких, критериев позволит говорить об эффективности его деятельности.
Таким образом, эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка (системы целей деятельности банка, ранжированных по значимости и ценности) и контроле за процессом ее реализации [45].
- 2. Особенности взаимоотношений коммерческих банков с Центральным банком рф
- 3. Экономические основы банковской деятельности.
- 4. Вопрос
- 5. Понятие, назначение и цель составления бизнес-плана предприятия
- 12 Вопрос
- Вопрос 13
- Вопрос 14
- 15 Вопрос.
- Вопрос 16.
- Вопрос 17.
- 2) Срочные вклады,
- Вопрос 18.
- Вопрос 19.
- Вопрос 20.
- Вопрос 21.
- Вопрос 22.
- Вопрос 23
- Вопрос 24.
- 25.Механизм ценообразования в банковской сфере. Факторы, влияющие на банковское ценообразование.
- Вопрос 26.
- Вопрос 27.
- 29,30,31
- 32. Прибыль банка: формирование и использование. Показатели рентабельной деятельности банка
- Чистая процентная маржа и ее анализ.
- Анализ рентабельности, как инструмент определения эффективности работы функциональных подразделений банка
- Вопрос 37.
- 38 Факторы, влияющие на ликвидность и платежеспособность
- 41 Требования Банка России к содержанию политики в области управления ликвидностью.
- Вопрос 44
- Вопрос 46
- 5.Дифференциация условий предоставления кредита в зависимости от кредитоспособности клиента
- 49 Формы обеспечения возвратности кредита, сфера их применения
- 50 Залог и залоговый механизм
- Вопрос 53.
- 54. Банковский контроль и сопровождение кредита.
- Вопрос 55.
- Вопрос 56.
- Вопрос 57.
- Вопрос 58.
- 59. Понятие онкольного кредита
- Вопрос 60
- Вопрос 63.
- Вопрос 64.
- Работа банка с проблемными кредитами.
- Вопрос 66.
- Вопрос 67
- Вопрос 68
- Вопрос 69.
- Вопрос 70.
- Вопрос 71
- Вопрос 72
- Вопрос 73.
- Вопрос 74.
- Вопрос 75.
- Вопрос 76.
- Вопрос 77
- Вопрос 79.
- Вопрос 80.
- Вопрос 82.
- Вопрос 83.
- 89. Расчеты по инкассо
- Кассовая дисциплина
- Органы, контролирующие соблюдение кассовой дисциплины
- Ответственность за нарушение кассовой дисциплины
- 93. Памятка по соблюдению кассовой дисциплины
- 94.Прогноз кассовых оборотов банков
- Вопрос 95.
- Вопрос 96.
- 97. Лизинг в российской практике: сущность и проблемы развития
- 1.2 Основные элементы лизинговой операции
- 1.3 Срок лизинга (период лиза)
- Российская практика: проблемы и перспективы развития лизинга
- 98. Лизинговые операции банков
- 99. Трастовые операции банков
- Доверительное управление
- Агентские услуги
- 100. Факторинговые и форфейтинговые операции банков
- Форфейтинговые бумаги
- Основные характеристики форфейтинговых операций Используемая валюта
- Факторинг – приобретение банком ден.Требований продавца к покупателю с выплатой продавцу суммы долга немедленно либо в соответствии с его погашением покупателем
- Вопрос 101
- 102 Новые направления развития банковских услуг.
- Вопрос 105.
- Характеристика основных видов активных операций.
- Вопрос 106.
- Вопрос 107.
- Вопрос 108.