logo
все вопросы,шпора

42. Страхование воздушного транспорта

1. По страхованию средств воздушного транспорта могvт быть застрахованы:

- воздушные суда;

- запасные части к ним;

-специальное оборудование и снаряжение, установленное и (или) перевозимое на его борту.

Страхователями выступают: авиаперевозчики; крупные коммерческие компании, имеющие собственный авиатранспорт; аэроклубы; частные владельцы и т. д.

Договор страхования может быть заключен:

- на рейс (при этом указываются пункты начала и окончания рейса, промежуточных посадок). Обязанность страховщика по возмещению ущерба при страховании на срок начинается и оканчивается в 24 часа тех дат, которые указываются в договоре;

- на срок (здесь фиксируются срок страхования и районы эксплуатации воздушного средства). Обязанность страховщика по возмещению ущерба обычно начинается с момента запуска двига­телей на аэродроме, взлета и оканчивается в момент выключения двигателей на стоянке аэродрома, прибытия.

При определении размера страховых тарифов учитываются тип и возраст воздушного судна, цель и географические районы его эксплуатации, уровень квалификации летного экипажа и иные факторы риска. Страховщик принимает на себя обязательства по возмещению ущерба:

- за гибель (полную или конструктивную);

- пропажу без вести;

- повреждение средств воздушного транспорта.

Стороны могут согласовать и более узкий объем обязательств страховой компании:

1. в случае полной гибели (т. е. уничтожения судна, когда никакие его агрегаты не могут быть использованы в дальнейшем по прямому назначению) или пропажи без вести средства воздушного транспорта страховщик по своему выбору:

- осуществляет выплату возмещения в размере страховой суммы;

- предоставляет страхователю другое судно на замену;

2. при наступлении конструктивной гибели (т. е. технической невозможности или экономической нецелесообразности восста­новления средства авиатранспорта) страховщик:

- либо возмещает ущерб в размере страховой суммы и получает право на выручку от реализации сохранившихся элементов поврежденного судна; .

- либо выплачивает разницу между страховой суммой и стоимостью этих элементов;

3. в случае повреждения оплачиваются:

- фактические расходы страхователя на аварийный ремонт;

-затраты по обеспечению безопасности и сохранности по­врежденного судна. При этом некоторые виды расходов (на доставку к месту ремонта запасных частей и агрегатов, на проведение полетов, связанных с возобновлением удостоверения о годности воздушного судна к полетам, и др.) возмещаются лишь в установленных пределах.

Для решения вопроса о выплате страхового возмещения заин­тересованное лицо представляет среди прочих:

1. документы о регистрации происшествия с воздушным судном; 2. технический акт его осмотра после повреждения;

3. план аварийного ремонта и смету расходов;

4. в случае гибели - акт о списании.

Обязанность страховщика по возмещению ущерба не наступает если:

  1. он произошел при пилотировании судна лицами, не указанными в договоре страхования

2. при нахождении авиатранспорта вне географических пределов эксплуатации;

3. при пользовании посадочными площадками, не предназначенными для приземления судов данного типа (если последние 2 обстоятельства не вызваны действием непреодолимой силы).