Принципы реформирования социального страхования
В нынешних условиях система социального страхования в Украине
находится в стадии становления и развития, при этом продолжаются поиски оптимальной ее структуры, основных функций, ведущих направлений деятельности на разных уровнях.
Еще в 1994 году ВРУ приняла Концепцию социального обеспечения населения Украины. Принципы реформирования существующей системы социального обеспечения, заложенные в данном документе актуальны и в настоящее время. В частности, внем отмечается то, что система социального обеспечения населения должна строиться таким образом, чтобы не порождать уравниловки и иждивенческих настроений при распределении и потреблении жизненных благ, не ослаблять действенности мотивов и стимулов к труду, а создавать условия для их полного выявления. В основу реорганизации действующей системы социального обеспечения необходимо положить следующие основные принципы:
1. Социальное обеспечение распространяется только на граждан, работающих по найму, членов их семей и нетрудоспособных лиц.
2. Дифференцированный подход к различным социально-демографическим групп населения в зависимости от степени их экономической самостоятельности, работоспособности, возможностей повышения уровня материального благосостояния.
3. Перераспределение экономической ответственности за реализацию социальных гарантий между государством, предприятиями и гражданами.
4. Определение уровня социальных гарантий на основании социальных нормативов.
5. Соответствие форм социального обеспечения населения степени развития рыночных отношений в экономике.
Концепция социального обеспечения населения Украины была ориентирована на опыт европейских стран, с учетом перехода к рыночной экономике, поскольку механизмы существующей ранее системы социальной защиты исчерпали себя и обусловили негативные тенденции.
Дальнейшим шагом в реформировании системы социального обеспечения населения стало принятие и введение в действие Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании. В Украине начался новый отсчет в социальной защите - современное общеобязательное государственное социальное страхование. Указанный законодательный акт предусматривает комплексный защита граждан на основе принципов и общих правовых, финансовых и организационных основ обязательного государственного социального страхования граждан Украины, а его составляющей было определение необходимости создания пяти видов общеобязательного государственного социального страхования. Новая организация системы социальной защиты населения позволила совершить переход от бюджетного к страховому принципу финансирования отдельных направлений социальных расходов, создать новые механизмы управления средствами социального страхования на основе паритетности представителей от застрахованных лиц, работодателей и государства.
Однако законодательство о социальном страховании требовало дальнейшего развития и усовершенствования в части обеспечения прозрачности и публичности деятельности фондов, обеспечение унификации базы начислений страховых взносов; обеспечения единой процедуры их уплаты, учета и системы контроля за финансовыми потоками. Принятие Верховной Радой Украины 8 июля 2010 года Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» можно считать еще одной попыткой закрепить на законодательном уровне осуществление реформирования обязательного государственного социального страхования. Основной целью внедрения единой системы сбора, учета и контроля за уплатой страховых взносов является создание условий для роста совокупной базы начисления страховых взносов, повышения уровня охвата всех категорий лиц, подлежащих социальному страхованию, то есть, рост уровня поступления средств в всех страховых фондов за счет лучшего контроля.
После внедрении единого взноса необходимо провести системное реформирование всех органов общеобязательного государственного социального страхования и законодательства в этой сфере, которое должно завершиться созданием единого органа, который будет обеспечивать выполнение функций по консолидации сбора, ведения учета и осуществления контроля за уплатой и использованием единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Для построения системы общеобязательного государственного социального страхования согласно требованиям международного и европейского законодательства необходимо:
осуществить законодательное закрепление принципов равенства обращения, единого набора использованного законодательства, сохранения приобретенных прав и приобретаемых прав, возможности получения выплат за пределами страны;
внедрить механизмы контроля и надзора за деятельностью негосударственных структур в сфере социального страхования;
участвовать в международных системах сохранения прав;
постепенное увеличение пенсионного возраста производить только в соответствии со статистическими данными о соотношении возрастов в структуре населения, в соответствии с требованиями Европейского кодекса социального обеспечения.
- 47. Виды пенсий и особенности их назначения.
- 50. Пенсия по потере кормильца
- 53. Виды трудовой деятельности, которая засчитывается в стаж работы, дающий право на трудовую пенсию
- 54. Надзор в сфере общеобязательного государственного соц страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребение
- 55. Условия подачи и продолжительности страховой выплаты помощи по беременности и родам
- 57. Права и обязанности субъектов страхования в связи с временной утратой трудоспособности.
- 58. Страховые выплаты условия предоставления помощи при временной не трудоспособности. Длительность его выплат.
- 59.Основания д отказа в предоставлении помощи в с вязи с временной не трудоспособностью
- 60 Права на помощь погребения и его размеры
- 61.Организационно- правовые условия осуществления общеобязательного социального страхования на случай безработицы.
- 66.Источники средств фонда страх-я на случай безработицы и их использование
- 62. Развитие рынка труда и занятости населения, усовершенствование трудовых отношений
- 65.Фонд общеобязательного гос. Соц. Страхования Украины на случай безработицы и его функции по управлению страхованием на случай безработицы.
- 63.Страховые случаи при страховании на случай безработицы
- 64.Лица, которые подлежат и не подлежат страхованию на случай безработицы
- 67. Размер и порядок уплаты страховых взносов при страховании на случай безработицы.
- 68. Программы обеспечения занятости как превентивный инструмент социального страхования.
- 70. Условия и продолжительность выплаты помощи по безработице
- 71. Прекращение, отсрочка выплат материального обеспечения на случай безработицы и сокращение их продолжительности
- 72. Сравнительный анализ социального и личного негосударственного срахования
- 73. Требования действующего законодательства относительно негосударственного социального страхования в Украине
- 74. Направления изучения и формирования спроса на негосударственное социальное страхование
- 75. Негосударственное медицинское страхование за границей
- 76. Негосударственное медицинское страхование в Украине
- 83. Профессиональные и корпоративные пенсионные системы
- 84. Добровольное пенсионное страхование на условиях на условиях его осуществления страховыми компаниями
- 85. Государственный надзор и контроль в сфере негосударственного пенсионного страхования
- 86. Государственный надзор и контроль в сфере негосударственного личного страхования
- Принципы реформирования социального страхования
- Пути реформирования пенсионного обеспечения
- Пути реформирования системы социальной помощи
- Роль государства в реформирования социального страхования