logo
ГЭК банк дело

Соотношение понятий «продукт», «услуга», «сделка», «операция»

Все многообразие банковских операций можно разделить на следующие основные группы в зависимости от их содержания и ресурсов, задействованных при их осуществлении: пассивные операции (аккумуляция финансовых ресурсов); активные операции (размещение финансовых ресурсов); комиссионные (посреднические) операции; консультационные и иные неоперационные услуги.

Банковским продуктом является (рис. 1): создание платежных средств; предоставление услуг.

Рис.1. Классификация банковских продуктов

Банковский продукт имеет свои особенности, связанные с опре­деленными свойствами банковских услуг. Во-первых, банк выполня­ет операции и оказывает продукты преимущественно в денежной фор­ме. Во-вторых, банковский продукт сложно представить как нечто материальное, вещественное. Если в отраслях материального произ­водства продукт принимает конкретную товарную форму, то бан­ковский продукт, как правило, материальной формой не обладает. Например, кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, их никак нельзя произвести про запас на будущее.

Важнейшим свойством банковских услуг является их произво­дительный характер. Банк не просто собирает деньги — он пре­вращает «неработающие», неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы.

Банковские операции, обслуживая хозяйствен­ную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и уско­рению производства и создают дополнительную стоимость. Объек­том банковских услуг выступают не просто деньги, перемещае­мые с одного счета на другой: это, как правило, движение капи­талов в денежной форме.

Например, банк предоставляет кредит предприятию, а заемщик должен не просто возвратить в банк ссуду в конкретные сроки, но и использовать предоставленный ему заем максимально эффективно, чтобы получить прибыль, которая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного процента.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4