6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
6.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И ИХ ВИДЫ
Понятие «государственные доходы» в экономической и юридической литературе употребляется в двояком смысле. Во-первых, это определенная группа экономических распределительных отношений. Во-вторых, это материальные носители этих отношений – финансовые ресурсы государства.
Под государственными доходами как экономической категориейпонимается совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения части национального дохода в формах и методах, установленных государством.
Финансовые ресурсы государства состоят из:
дохода, создаваемого в государственном и местном секторах хозяйства, в том числе. и от государственного и местного имущества;
изымаемой (мобилизуемой) государством для удовлетворения общественных потребностей:
– части доходов субъектов хозяйствования и некоммерческих организаций, не относящихся к числу государственных или местных;
– части доходов населения.
В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют:
доходы бюджетов всех уровней;
доходы государственных внебюджетных фондов;
доходы республиканских и местных предприятий.
Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих государственные доходы, составляет раздел особенной части финансового права, который называется «Правовое регулирование государственных доходов».
Основным институтом этого раздела является Налоговое право, нормы которого устанавливают порядок установления, взимания налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Кроме налогового права, раздел «Правовое регулирование государственных доходов» объединяет еще четыре института:
финансово-правовые нормы, регулирующие отношения по установлению и взиманию в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей (дивиденды от участия в капитале, доходы от продажи и аренды республиканского и местного имущества, от приватизации и т.д.)
финансово-правовые нормы, устанавливающие порядок и формы мобилизации в бюджеты заемных средств (государственный кредит);
правовые основы формирования децентрализованных финансовых ресурсов государства (ресурсов государственных и местных предприятий);
правовые основы образования страховых фондов государства.
Государственные доходы устанавливаются органами государственной власти всех уровней в пределах их компетенции.
Парламент Беларуси (Национальное Собрание Республики Беларусь) устанавливает взимаемые на всей территории страны общереспубликанские налоги и сборы, неналоговые платежи, а также определяет компетенцию местных Советов депутатов в части установления ими на своей территории местных налогов и сборов.
Местные Советы депутатов устанавливают в пределах предоставленной им компетенции местные налоги и сборы.
Под установлением государственных доходовпонимается введение денежных платежей в пределах административно-территориальной единицы с указанием круга плательщиков, объектов обложения, размеров и порядка производства платежей.
Денежные доходы в республиканский бюджет (налоги, сборы, неналоговые платежи) устанавливаются законами Республики Беларусь. Местные доходы – решениями соответствующих Советов депутатов.
Совету Министров Республики Беларусь и Президенту Республики Беларусь предоставлено право оперативного внесения изменений в указанные нормативные акты путем принятия соответствующих постановлений и указов (декретов).
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль