1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Как ранее отмечалось, финансы выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений они тем не менее различаются между собой. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. Можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему.
Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система– это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя следующие две крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы).
Финансы предприятийпредставляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями; предприятиями и вышестоящими организациями; предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом; предприятиями и учреждениями банков и др.
Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях создается решающая доля национального дохода– главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов.
Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Решающую роль в экономике Республики Беларусь занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем по средствам налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. В зависимости от отраслевой направленности в подсфере финансов предприятий материального производства выделяют следующие звенья финансовой системы: финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок.
В непроизводственной подсфере различают следующие звенья: финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта и т.д.
В зависимости от форм собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:
финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;
финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;
финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;
финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;
финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.
Среди перечисленных звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на государственной форме собственности. Это объясняется тем, что удельный вес финансовых предприятий составляет в Республики Беларусь более 80 %. В перспективе по мере приватизации и разгосударствления госсобственности все большее значение будут приобретать финансы предприятий, основанных на негосударственных формах собственности.
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.
Подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли (организации культуры, учреждения народного образования и т.д.). Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы, то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств (за исключением жилищно – коммунального хозяйства и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других учреждений).
Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды; фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования; государственный кредит.
Общегосударственные финансыможно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности.
Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. С его помощью правительство республики концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны. С введением в 1992 г. новой налоговой системы основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с предприятий, учреждений и организаций, также с граждан. В расходной части государственного бюджета преобладают прежде всего затраты на финансирование народного хозяйства и социально- культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес занимают расходы на содержание аппарата управления и на оборону страны.
В отличие от других республик СНГ в расходной части бюджета Республики Беларусь большое место (свыше 10%) занимают расходы на мероприятия по ликвидации последствий от Чернобыльской катастрофы.
Государственный бюджет Республики Беларусь является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы государственный бюджет все шире используется для приодаления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, для развития рыночных отношений, и в частности на развитие и укрупление предпринимательских структур, на приватизацию государственной собственности, на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий.
Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, количество которых в последние годы значительно возросло. К числу основных внебюджетных фондов относятся: фонд социальной защиты населения; фонд содействия занятости; централизованный инновационный фонд; фонд охраны природы и др.
По своим размерам отдельные внебюджетные фонды составляют внушительные размеры.
Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин и, прежде всего, ограничительностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения, использования финансовых ресурсов. Порядок их образования и использования регламентируется соответствующим законодательством.
Одним из звеньев финансовой системы является государственное имущественное, личное и другие виды страхования, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности предприятий, организаций, учреждений, а также личной собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при различных событиях в их жизни.
По своему содержанию страховые отношения имеют ряд специфических особенностей. В отличие от финансов, которые связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений. Эти отношения обусловлены наличием вероятности поступления непредвиденных событий, т.е. страховых случаев, которые влекут за собой возможность нанесения материального или иного ущерба национальной экономике и населению.
В 1992 г. наряду с государственным страхованием широкое развитие получило негосударственное страхование, осуществляемое акционерными страховыми компаниями.
В последние годы как государственные, так и негосударственные страховые организации вводят в практику новые формы страхования – страхование ответственности, страхование риска непогашенных кредитов и др.
Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, в наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.В Республике Беларусь преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительство республики все шире привлекает внешний, т.е. международный, государственный кредит.
В других странах СНГ состав финансовой системы, их функции в основном такие же, как и в Республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных государствах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений. Например, в Российской Федерации по сравнению с Республикой Беларусь намного выше удельный вес предприятий (около 85%), в которых финансовые отношения строятся на коллективной (акционерной, частной) форме собственности. Есть некоторые различия в Республике Беларусь по сравнению с Россией и другими государствами СНГ в организации налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако в связи с наметившейся тенденцией все большей экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные выше различия в перспективе будут в определенной мере нивелироваться.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль