2.1. Понятие финансового права и его предмет
Осуществление финансовой деятельности государства требует правового регулирования прав, обязанностей и ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредствам его норм финансовая система приводится в действие и используется государством. Таким образом, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в результате финансовой деятельности государства, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. В число этих отношений входят бюджетные, налоговые, кредитные, валютные и др.
Все общественные отношения, которые составляют предмет финансового права, можно сгруппировать по следующим признакам:
они возникают только в связи с образованием, распределением и использованием государственных денежных фондов;
материальной основой этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства;
одной из сторон этих отношений всегда выступает государство в лице органов, представляющих его интересы.
По функциональному признаку к предмету финансовое право относится:
закрепление структуры финансовой системы государства;
разграничение прав и обязанностей между участниками финансовых отношений;
регулирование отношений, возникающих в ходе их финансовой деятельности.
Государственная власть, регулирую финансовые отношения, опирается на нормы финансового права, которое можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере собирания, распределения и использования государственных денежных фондов.
В юридической литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности финансового права в системе права. Существовали утверждения о том, что финансовое право выделилось из административного и государственного (конституционного) права, либо только из административного. Однако данный вопрос был практически решен еще в 70-х ХХ в. В 1976 году В.В. Бесчеревных обосновал вывод о том, что финансовое право не выделялось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль права одновременно с государственным и административным правом.
Как любая самостоятельная отрасль права, финансовое право имеет свой метод правового регулирования отношений, входящих в его предмет. Основным методом финансового права является властно-стоимостный метод.Он характеризуется:
наличием государственно-властных предписаний (в виде нормативно–правовых актов);
юридическим неравенством сторон в финансовых отношениях;
отсутствием возможности договора между сторонами;
стоимостным механизмом воздействия на субъектов-участников финансовых отношений.
Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере собирания, распределения и использования государственных денежных фондов.
2.2. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
По определению любой отрасли права оно представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих определенную систему общественных отношений. Не является в этом отношении исключением и финансовое право.
Финансовые отношения охватывают широкий спектр экономических отношений, поэтому последовательность расположения финансово-правовых норм, регулирующих близкие и однородные отношения, имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение.
Финансово-правовые нормы группируются в отдельные финансово-правовые институты. Институты – это взаимосвязанные группы финансово–правовых норм, регулирующие однородные общественные отношения. Между этими институтами существует тесная взаимосвязь. Так, например, между бюджетным правом (основным финансово-правовым институтом в системе финансового права) существует взаимосвязь с другим финансово-правовым институтом - налоговым правом. Это обусловлено тем, что налоги являются основным источником формирования государственного бюджета.
Таким образом, система финансового права Республики Беларусь представляет собой научно обоснованное построение финансово-правовых норм, их расположение в определенной последовательности и взаимосвязь между отдельными финансово-правовыми институтами.
Как и другие отрасли права, финансовое право состоит из общей и особенной частей.
Общая часть содержит нормы финансового права, закрепляющие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, перечень государственных органов, осуществляющих финансовою деятельность, их права и обязанности, организацию, виды, формы и методы финансового контроля и т.д.
В особенной части содержатся детализация и конкретизация норм общей части.
Как уже указывалось, одним из основных институтов финансового права является институт бюджетного права. Это обусловлено тем, что в бюджете накапливаются основные финансовые ресурсы государства, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования органов государственной власти.
Бюджет – это роспись доходов и расходов государства на определенный период времени. Исходя из этого, следующим финансово–правовым институтом, входящим в структуру особенной части финансового права, будет институт, содержащий в себе нормы, регулирующие государственные доходы. В рамках этого института основными являются нормы, регулирующие налоговые отношения. Помимо этого, в институт государственных доходов входят нормы, регулирующие отношения, касающиеся государственного кредита и страхования.
Для нормального функционирования государства в целом ему необходимо не только собрать доходы в централизованные денежные фонды, но и правильно их распределить и израсходовать. Поэтому следующим институтом является институт государственных расходов. В этот институт входят нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу бюджетного финансирования, кредитования, выплаты по государственному долгу и страхованию.
Поскольку финансовая деятельность основана на денежном обращении, то в систему финансового права также входят институты, регулирующие денежное и валютное регулирование.
Таким образом, особенная часть финансового права состоит из нескольких финансово-правовых институтов, регулирующих однородные финансовые отношения:
бюджетное право;
правовое регулирование внебюджетных фондов;
финансы государственных предприятий;
налоговое право;
правовое регулирование государственных расходов;
правовое регулирование государственного кредита;
правовое регулирование страховой деятельности;
правовое регулирование банковского кредита;
правовое регулирование денежного обращения и расчетов;
правовое регулирование валютных отношений.
Нормы, регулирующие финансовые отношения, содержатся в многочисленных источниках.
Источниками финансового права являются правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие финансовые отношения. К ним относятся:
Конституция Республики Беларусь;
Законы Республики Беларусь (“О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах”, “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”, “Об основах государственного социального страхования” и др.);
Декреты и Указы Президента Республики Беларусь (Декрет №1 “ от 05.02.1997 «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», № 2 от 12.02.1997 «О декларировании доходов и имущества физических лиц в Республике Беларусь»; Указ №7 от 04.01.2000 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», № 87от 23.02.2000 «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь» и др.);
Постановления Совета Министров Республики Беларусь (№ 930 от 22.07.1997 «О порядке использования государственного кредита Российской Федерации и расчетов по нему», № 476 от 06.04.2001 «О ставках акцизов на алкогольную продукцию» и др.);
Решения местных советов депутатов и их исполкомов (решение Мин горисполкома № 24 от 15.01.1998 «Об освобождении от уплаты сбора с мелкорозничной торговой сети», № 247 от 18.03.1999 «О проведении учета плательщиков земельного налога, налога на недвижимость и подоходного налога с граждан» и др.);
Подзаконные акты, издаваемые соответствующими министерствами и ведомствами (постановление ГНК Республики Беларусь от 17.05.2001 № 67 «Об утверждении инструкции по налоговой отчетности», постановление Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2000 № 24.12 «Об утверждении правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь», постановление Комстрахнадзора при Министерстве финансов Республики Беларусь от 18.10.2000 № 2 «О лицензировании страховой деятельности по перестрахованию (вместе с «Положением о порядке выдачи лицензий страховым организациям, осуществляющим страховую деятельность по перестрахованию»)) и др.;
Приказы администраций предприятия, постановления собраний трудовых коллективов, общих собраний акционеров и т.д. по вопросам использования денежных средств, принадлежащих предприятиям.
В настоящее время идет процесс кодификации отдельных институтов финансового права. Так, Национальным Собранием Республики Беларусь уже приняты “Банковский кодекс Республики Беларусь”, “Инвестиционный кодекс”, находится на рассмотрении Налоговый кодекс Республики Беларусь.
2.3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Регулирование финансовых отношений государство осуществляет посредством установления определенных правил поведения участников этих отношений (их прав и обязанностей), т.е. финансово-правовых норм.
Особенности финансово-правовых норм:
регулируют отношения, касающиеся образования, распределения и использования государственных денежных средств;
носят императивный характер, т.е. выражены в категорической форме, не допускающей изменения условий, порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций.
Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза финансово-правовой нормы содержит условия действия финансово-правовой нормы.
Диспозиция – само правило поведения субъекта финансовых правоотношений.
Санкция - меру ответственности за невыполнение установленных предписаний.
По способу воздействия на участников финансовых правоотношений финансово-правовой нормы подразделяется на:
обязывающие, т.е. требующие от участников финансовых правоотношений совершить определенные действия (после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в 15-дневный срок зарегистрироваться в органах Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь);
запрещающие – содержат запрет на совершение определенных действий участниками финансовых правоотношений (банк не вправе закрыть счет клиента без справки об отсутствии у данного клиента задолженности по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей Фонду социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь);
уполномочивающие – закрепляют права участников финансовых правоотношений на совершение определенных действий, (юридические лица– пользователи автомобильных дорог по согласованию с Комитетом по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта и коммуникаций и облисполкомами взамен перечисления средств в дорожные фонды могут выполнять дорожные работы, изготовлять и поставлять строительные материалы, конструкции, детали машин, механизмов и оборудования по стоимости фактических затрат производства).
По содержанию финансово-правовые нормы подразделяются на:
материальные – устанавливают содержание и объем денежных прав и обязанностей (например, ставки налогообложения);
процессуальные - устанавливают порядок деятельности участников финансовых правоотношений в процессе собирания, распределения и использования государством фондов денежных средств (порядок составление, рассмотрение и утверждение бюджета).
Под финансовыми правоотношениями понимаются урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством фондов денежных средств.
Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений.
Особенностью их является то, что одной из сторон выступает государство в лице его уполномоченного органа, и при этом отсутствует равенство сторон.
Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы Республики Беларусь ( по материальному признаку).
При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы (бюджетного, налогового, государственного страхования, валютно-денежных отношений и т.д.).
По субъектному составу финансовые правоотношения делятся на возникающие между:
органами государственной власти;
государственного управления;
государственной власти и управления;
государственными органами и хозяйствующими субъектами, включая расчетно-кредитное учреждение;
государственными органами и физическими лицами.
В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансовые правоотношения также делятся на материальные (реализуются права и обязанности участников: право местного совета на свой бюджет) и процессуальные, т.е. обязанность государственных органов при реализации своих полномочий следовать определенному порядку.
Бывают перманентные (т.е. постоянно возникающие) и срочные.
Участники финансовых отношений и финансовых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями и вступающие в такие отношения, принадлежат к субъектам финансового права. Субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект финансовых правоотношений.
Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансовых правоотношений – это реальный участник конкретных правоотношений.
К субъектам финансового права относятся:
государство;
административно-территориальные единицы;
органы государственной власти и управления общей компетенции;
специализированные органы управления финансовой системы государства;
юридические лица;
определенная часть физических лиц.
Прекращение финансовых правоотношений происходит в следующих случаях:
уплаты финансового обязательства;
использования выданных бюджетных ассигнований;
выполнения задания по государственным доходам в бюджет и государственные внебюджетные фонды и т.д.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль