3.3. Аудит в республике беларусь
Аудит– это процесс проверки ведения бухгалтерского учёта на предприятиях и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости. Такие проверки находятся в компетенции специалистов, называемых аудиторами. Своё мнение о результатах проверки они излагают в специальных аудиторских отчётах.
В аудиторской практике можно чётко выделить два основных направления деятельности: частный (индивидуальный) и обязательный (предусмотренный законом) аудиты. Частный аудит – это аудит, который проводится по заказу заинтересованной стороны даже в случае, не предусматривающем обязательную проверку с законодательной точки зрения. Характер и масштабы частного аудита зависят от желания клиента. Масштабы обязательного аудита чётко определены.
В соответствии с постановление Кабинета Министров Республики Беларусь №398 от 17.06.96 (с изменениями и дополнениями) и постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь №28 от 24.12.99 –обязательной аудиторской проверке подлежат следующие юридические лица: предприятия с иностранными инвестициями; товарные и финансовые биржи; банки и небанковские финансовые организации; организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам; открытые и закрытые акционерные общества.
Несмотря на то, что аргументы против аудиторских проверок весьма убедительны, их проведение считается выгодным, т.к. осознание того, что все записи и отчёты будут проанализированы незаинтересованным лицом, заставляет служащих аккуратно и добросовестно вести дела.
Аудит может проводиться только после завершения всей необходимой работы по бухгалтерскому учёту, т.е. аудитор занимается только проверкой счетов, в которых он сам же участвовал.
Аудит состоит из трёх этапов: планирование; сбор и анализ информации, необходимой для оценки достоверности бухгалтерского баланса и финансовых отчётов; составление отчёта (заключение).
Предварительное ознакомление с результатами деятельности и структурой управления контролируемого предприятия, которое взаимосвязано с планирование аудита, должно помочь аудитору установить:
состояние бухгалтерского учёта и эффективность внутреннего контроля;
степень доверия внутреннему контролю;
содержание, время ведения и объём контрольных процедур, подлежащих выполнению на втором этапе аудиторской проверки;
эффективность отбора и анализа информации, необходимой для оценки достоверности и законности хозяйственно- финансовых операций, бухгалтерского баланса и финансовых отчётов.
Планирование аудита включает в себя составления плана и разработку аудиторской программы.
В плане указывают наименование предполагаемых проверок, необходимых аудитору для выполнения поставленной задачи, намечают их объём, сроки проведения, способы и приёмы решения.
Для качественного составления плана и выяснения объёма работ аудитор должен:
изучить условия контракта (договора) на проведение аудита, в котором установлена ответственность сторон;
уточнить содержание отчёта и другой информации, передаваемой аудитором заказчику в соответствии с заключёнными договорами;
изучить воздействие на аудит новых учётных или аудиторских стандартов, законов, положений, инструкций или нормативных актов государственных органов;
выделить наиболее важные вопросы проводимого аудита;
определить степень доверия к учётной системе и внутреннему аудиту контролируемого предприятия;
установить сущность и объём аудиторских доказательств, проанализировав работу внутренних аудиторов;
изучить вопрос о целесообразности привлечения специалистов из других областей знания для проведения аудита в филиалах, представительствах, отделах и других обособленных подразделениях предприятиях, имеющих отдельные балансы;
выявить необходимость привлечения экспертов.
В ходе аудиторской проверки планы и программы могут корректироваться, но существенные изменения в содержании должны быть документально подтверждены.
Необходимым условием успешного выполнения аудиторских мероприятий является программа аудита, которая содержит перечень вопросов по отдельным темам, видам или направлениям предлагаемых работ, время проведения, масштабы и виды аудиторских процедур.
При подготовке аудиторской программы следует принимать во внимание результаты внутреннего контроля.
При аудите основное внимание уделяется проверке правильности формирования, учёта и исчисления показателей себестоимости продукции, работ, услуг и прибыли. При этом проверяются калькуляционные статьи, формирующие себестоимость продукции, работ и услуг. По материальным и трудовым затратам проверяется документальная обоснованность записей в учётных регистрах, правильность составления первичных документов, законность и реальность отражённых в них хозяйственно- финансовых операций.
Сплошной проверке необходимо подвергнуть денежные и расчётные документы, а также авансовые отчёты подотчётных лиц. Документы по учёту материальных ценностей, расчёта с рабочими и служащими по оплате труда можно проанализировать выборочно.
В ходе аудиторской проверки аудитор должен вносить руководителю предприятия предложения и пожелания по улучшению учёта и внутреннего аудита, выявить искажения в бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в результате обмана или ошибки.
После проверки аудитор выносит аудиторское заключение, к которому прилагает акты (справки) проверки с указанием выявленных нарушений или принимает решение об отказе в его выдаче.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» аудитор, производящий проверку,имеет право:
проверять на ревизуемом предприятии денежные, бухгалтерские и другие первичные документы;
требовать от должностных лиц ревизуемого предприятия необходимые справки, расчёты, заверенные копии отдельных документов для приобщения их к аудиторскому заключению, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
осматривать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и другие производственные и хозяйственные служебные помещения, места хранения оборудования;
установить размер причинённого ущерба, причины нарушений, должностных лиц, по вине которых совершены нарушения, при выявлении фактов неправильного расходования средств и других нарушений финансовой дисциплины.
Аудитор несёт ответственность за неправильное отражение в заключении действительного состояния дел на проверяемом им предприятии, преднамеренное искажение или сокрытие фактов хищения, нарушений, злоупотреблений, а также за использование служебного положения в корыстных целях.
При проведении комплексных проверок производственной или финансово- хозяйственной деятельности предприятия наряду с документальной проверкой применяются приёмы фактического контроля:
осмотр цехов, участков, складов с целью изучения организации производства и труда, охраны материальных ценностей, состояния пропускной системы, контроля за вывозом и ввозом материальных ценностей и готовой продукции и т.д.;
проведение частичной или сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учёта;
контрольный обмер с участием специалистов строительных, монтажных, ремонтных и других работ для установления достоверности отчётных данных о выполненном объёме этих работ;
контрольный запуск с участием специалистов сырья и материалов в производство, а также обмер и взвешивания сырья и материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для установления действительного расхода, правильность их списания на производство;
проверка качества продукции, соблюдение технических условий и технологических режимов, соответствие продукции государственным стандартам, артикулов и цен – прейскурантам.
Перечень вопросов, подлежащих проверке аудиторов, как правило, составляется заказчиком.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль