1.1 План счетов бухгалтерского учета в банках
Основой построения бухгалтерского учета в банках является единая система счетов синтетического учета, т. е. "План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской, Федерации". План счетов используется для отражения собственных и привлеченных средств банка и их размещения в кредитных и других активных операциях. План счетов разработан на основании Гражданского кодекса РФ, федеральных законов от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности", с использова^ нием международных стандартов бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета для банков разработан с учетом накопленного опыта деятельности банковской системы в нашей стране, сложившейся практики банковского учета в зарубежных странах.
При разработке Плана счетов бухгалтерского учета учтены следующие принципы бухгалтерского учета:
1. Непрерывность деятельности.
Этот принцип предполагает, что банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.
2. Постоянство правил бухгалтерского учета. Банки должны постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода.
3. Осторожность.
Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды.
4. Отражение доходов и расходов по кассовому методу.
Принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их .учету после фактического получения доходов и совершения расходов.
5. День отражения операций.
Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.
6. Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.
7. Преемственность входящего баланса.
Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.
8. Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.
9. Единица измерения.
Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа. Активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России.
10. Открытость.
Отчеты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции банка.
11. Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по банку. Используемые в работе банка ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.
12. Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются.
Счета номенклатуры баланса банка подразделяются на балансовые и внебалансовые. Счета могут быть активными и пассивными. Балансовые и внебалансовые счета построены по принципу односторонней группировки — в одном разделе могут присутствовать счета любого вида.
На активных балансовых счетах учитываются: денежная наличность в кассах банка, краткосрочные и долгосрочные кредиты, затраты на капитальные вложения, дебиторская задолженность, другие активы и отвлеченные средства.
На пассивных балансовых счетах отражаются: фонды банка, средства организаций и граждан, депозиты, средства в расчетах, прибыль банка, кредиторская задолженность, другие пассивы и привлеченные средства.
Средства на пассивных счетах являются ресурсами банка для кредитования и финансирования организации, а задолженность на активных счетах показывает использование этих ресурсов.
Все счета Плана счетов подразделяются на:
• счета первого порядка — укрупненные;
• счета второго порядка — детализирующие.
Балансовые счета первого порядка обозначаются тремя цифрами от 102 до 705. Счета второго порядка состоят из пяти знаков и строятся путем прибавления двух цифр справа к номеру счета первого порядка. Например, счет 202 "Наличная валюта и платежные документы", счет 20202 "Касса кредитных организаций", счет 20203 "Платежные документы в иностранной валюте", счет 20206 "Касса обменных пунктов" и т, д.
На счетах второго порядка, определенных "Списком парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противоположное", открываются парные счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо, а при отсутствии остатка — со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо, противоположное признаку счета, то оно бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера должно быть перенесено на соответствующий парный лицевой счет по учету средств.
Если по каким-либо причинам образовались сальдо на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с большим сальдо. Следует помнить, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.
Внебалансовые счета используются для учета ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив баланса, поступающих в банк на хранение, инкассо или комиссию. Учитываются также знаки оплаты государственной пошлины, бланки строгой отчетности, акции, другие документы и ценности.
Внебалансовые счета по экономическому содержанию разделены, как и балансовые, на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи: активные счета корреспондируют со счетом 99999, пассивные — со счетом 99998, при этом счета 99998 и 99999 ведутся только в валюте Российской Федерации — в рублях. Двойная запись может также осуществляться путем перечисления сумм с одного активного внебалансового счета на другой активный счет или с одного пассивного счета — на другой пассивный счет. При переоценке остатков на внебалансовых счетах в связи с изменением курсов иностранных валют по отношению к валюте Российской Федерации — рублю, активные Внебалансовые счета корреспондируют со счетом 99999, пассивные — со счетом 99998.
Внебалансовые счета подразделяются на счета первого порядка — укрупненные и счета второго порядка — детализирующие.
При разработке Плана счетов бухгалтерского учета принята следующая структура: разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета.
Нумерация счетов позволяет в случае необходимости вводить в установленном порядке дополнительные лицевые счета.
Обязательному утверждению руководителем банка подлежит рабочий план счетов бухгалтерского учета в банках, его филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном Банком России Плане счетов. В нем следует указывать перечень счетов второго порядка, применяемых в данном банке. В Рабочем плане счетов необходимо указывать, на каких счетах второго порядка открываются субсчета, и привести перечень всех субсчетов по соответствующим счетам второго порядка.
- Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в банках
- 1.1 План счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.2. Характеристика основных разделов плана счетов коммерческих банков
- Раздел 4 "Операции с клиентами" включает активные и пассивные счета для учета операций с клиентами, кроме межбанковских.
- Раздел 6 "Средства и имущество" включает счета для учета принадлежащего банку имущества, нематериальных активов и земельных участков, находящихся в собственности кредитной организации.
- 1.3. Организация аналитического и синтетического учета в банках
- Тема 2. Документация, документооборот и организация внутрибанковского контроля в банках
- 2.1. Документация по операциям банка
- 2.2. Документооборот и хранение банковских документов
- 2.3. Внутрибанковский контроль
- Тема 3 порядок создания и регистрации коммерческих банков на территории российской федерации
- 3.1. Порядок регистрации коммерческого банка
- 3.2. Порядок учета операций по формированию уставного капитала
- Тема 4 Организация кассовой работы
- 4.1. Организация кассовой работы
- 4.2. Порядок документального оформления движения денежных
- 4.3. Порядок работы с денежной
- 4.4. Порядок кассового обслуживания банков
- 4.5. Организация работы с денежной
- 4.6. Инкассация денежной наличности и других ценностей
- 4.8. Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы
- 4.9. Хранение денег и других ценностей
- 4.10. Отчетность кассовых работников банка
- 4.11. Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России
- Тема 5. Расчетные операции
- 5.1. Порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам банка
- 5.2. Порядок осуществления расчетных операций по счетам клиентов
- 5.3. Безналичные платежи и расчеты
- Тема 6. Учет основных средств и материальных ценностей
- 6.1. Организация учета материальных
- 6.2. Учет основных средств
- 6.3. Учет нематериальных активов
- 6.4. Учет материальных запасов
- 6.5. Инвентаризация материальных ценностей
- 6.6. Учет арендных и лизинговых платежей
- Тема 7. Учет вексельных операций
- 7.1. Сущность и определение вексельных операций
- 7.2. Учет операции по векселям
- 7.3. Протест векселя
- Тема 8. Учет операций с ценными бумагами
- 8.1. Учет активных операции с ценными бумагами
- 8.2. Порядок формирования резервов на возможные потери
- 8.3. Учет пассивных операций с ценными бумагами
- Тема 9. Собственные средства банка
- 9.1. Понятие собственных средств банка
- 9.2. Порядок учета обязательных
- 9.3. Порядок учета акций, выкупленных у акционеров
- Тема 10. Учет кредитных операции
- 10.1. Понятие кредитных операции
- 10.2 Оформление и учет краткосрочных кредитов клиентам
- 10.3 Учет межбанковских кредитов
- 10.4 Учет валютных кредитов
- 10.5 Учет просроченных ссуд
- 1О.6 Образование и расходование резерва на возможные потери по ссудам
- Тема 11. Учет операций в иностранной валюте
- 11.1. Определение и осуществление операций в иностранной валюте
- 11.2. Порядок проведения операций в иностранной валюте
- 11.3. Особенности учета операций в иностранной валюте
- 11.4. Учет операций с наличной валютой и чеками
- Тема 12. Учет финансовых результатов банка
- 12.1. Учет доходов банка
- 12.2. Учет расходов
- 12.3. Учет труда и заработной платы
- Тема 13 Бухгалтерская отчетность банка
- 13.1. Правила подготовки и состав бухгалтерской отчетности
- 13.2. Ответственность за составление
- 13.3. Формы отчетности