1.1.Порядок регистрации банковской деятельности.
Организация нового банка регулируется общим и специальным банковским законодательством, которое предусматривает получение специальной лицензии на открытие банка.[ 6]
Цель лицензирования – ограничить осуществление банковских операций только тем юридическим лицам, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного банка.
Порядок и условие лицензирования изложены в Положении «О порядке лицензирования банков в Украине», утвержденное Постановлением Правления НБУ № 77 от 27.03.1996 года.[6]
Регистрация коммерческого банка производится на основании таких документов:
а) заявления о регистрации с подписью уполномоченного лица, которого назначено ответственным за регистрацию банка, учредительным собранием (собраниями участников);
б) учредительного договора, подписанного учредителями банка и заверенного оттиском печати. Подписи физических лиц заверяются нотариально.
В учредительном договоре оговариваются:
вид товарищества (организации);
цель деятельности;
состав учредителей, их наименование и местонахождение (телефон, платежные реквизиты, паспортные данные для физических лиц);
лицо, уполномоченное составлять соглашения и осуществлять действий от имени учредителей;
размер, порядок и термины образования уставного фонда банка;
ответственность сторон за исполнение принятых обязательств;
порядок решения противоречий, которые могут возникнуть между сторонами;
порядок распределения доходов и покрытие убытков банка;
порядок внесения изменений в учредительные документы банка;
порядок ликвидации и реорганизации банка;
в) устава банка, утвержденный учредительным собранием и
подписанный уполномоченным лицом..Устав банка должен соответствовать требованиям Законов Украины «О банках и банковской деятельности», «О хозяйственных организациях» и другим действующим законодательным актам;
В уставе в обязательном порядке отражается:[6]
полное и сокращенное название банка;
местонахождение банка;
перечень законов, на основании которых создается и действует банк;
положение о том, что банк будет являться юридическим лицом и приобретает устав с момента регистрации в НБУ;
положение о том, что банк выполняет требование нормативных актов НБУ, пользуется едиными правилами бухгалтерского учета в банках на базе комплексной автоматизации и компьютеризации, предоставляет в НБУ отчетность и информацию в установленных им объемах и формах;
перечень операций, которые совершаются банком на основании лицензии НБУ;
размер, порядок и сроки формирования уставного фонда банка.
Устав банка, созданного в виде акционерного общества, должен содержать сведения о видах акций, которые выпускаются, номинальную стоимость акций, соотношение акций разных видов, количество акций, которые выпускаются учредителями, следствия невыполнения обязательств в отношении выкупа акций;[6]
порядок увеличения (уменьшения) уставного фонда;
размер и порядок образования резервного и страхового фонда;
перечень других фондов, которые образовываются банком;
порядок распределения доходов и покрытия убытков;
положение о внутреннем аудите банка;
положение о проверках банка аудиторской организацией;
положение об органах управления банком, их структуру, порядок образования, компетенцию и порядок принятия ими решений (общие собрания учредителей, акционеров банка, Совет банка, Правление банка);
положение об органах контроля за деятельностью банка, порядок их деятельности (ревизионная комиссия, контрольные функции НБУ);
порядок реорганизации или ликвидации банка;
порядок внесения изменений и дополнений;
другие положения, которые не противоречат действующему законодательству Украины.
г) протокол учредительного собрания, подписанный
председателем и секретарем собрания, который должен содержать:
решение о создании банка, принятии устава, выбор Совета и ревизионной комиссии, назначение председателя, главного бухгалтера банка и лица, ответственного за регистрацию банка в НБУ, другие положения в соответствии с законодательством Украины.
Учредительные документы (учредительный договор, устав и
протокол учредительного собрания) банка согласовываются с органами Антимонопольного комитета Украины в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) экономическое обоснование и цель создания банка, включая
расчетный баланс и расчет плана доходов, затрат и прибыли на конец первого года его деятельности;
е) заключение аудиторской организации (аудитора), который имеет лицензию аудиторской палаты Украины, о финансовом состоянии и платежеспособности учредителей, участников (акционеров) банка, наличие у них свободных собственных средств в размере, который обеспечивает выполнение их обязательств в отношении формирования уставного фонда банка и достоверность балансовых данных бухгалтерской и финансовой отчетности, предоставленной на дату перед осуществлением взноса в уставный фонд теми участниками (акционерами) банка, которые имеют долю в общем уставном фонде не менее 5%.
Достоверность заключений о финансовом состоянии учредителей и акционеров банка, которые имеют пять и более процентов в уставном фонде банка, может также проверяться подразделениями НБУ;
е) бухгалтерскую и финансовую отчетность участников (акционеров) банка на первое число месяца, в котором осуществляется взнос в уставный фонд банка, независимо от размера их участия в уставном фонде банка;
ж) наличие профессионально пригодных первых руководящих лиц банка (председателя правления и главного бухгалтера), кандидатуры которых согласованы с НБУ и которые должны отвечать таким требованиям:
наличие высшего экономического образования;
стаж работы в банковской системе по соответствующей специальности на руководящих должностях не меньше 3х лет;
отсутствие на предыдущей работе нарушений действующего законодательства и нормативных актов НБУ.
Не могут быть назначены на руководящие должности
коммерческих банков:
лица, которые не выполнили обязательства по оплате долга в отношении к какому-нибудь банку или другому физическому или юридическому лицу;
лица, незаконные действия которых привели к банкротству банка или другого юридического лица;
з) копию платежного документа о внесении платы за регистрацию
банка на счет НБУ.
и) копию отчета о проведении открытой подписки на акции,
принятие Министерством финансов Украины, с приложением перечня акционеров банка, в котором указывается наименование акционеров, его местонахождение, платежные реквизиты, паспортные данные (для физических лиц) и количество акций, на которые он подписался, их общая стоимость и доля в уставном фонде банка;
й) соглашение о предоставлении помещения для размещения банка за подписью уполномоченного лица;
к) учредительное документы акционеров (участников) банка (нотариально заверенные копии, или в оригинале);
л) копию решения органов Антимонопольного комитета Украины о предоставлении соглашения на создание банка в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Региональное управление НБУ по месту нахождения коммерческого банка в 2х недельный срок с даты получения от банка полного пакета документов готовит заключение о:
финансовом состоянии, платежеспособности и репутации акционеров (участников) банка, наличие свободных собственных средств для взноса в уставный фонд банка и подтверждении о взносе на временный счет банка средств в уставный фонд каждым акционером (участником) в предусмотренных законом размерах;
наличия помещения, пригодного для размещения банка;
профессиональную пригодность и репутацию председателя исполнительного органа (правления) банка и главного бухгалтера банка.
Пакет этих документов, включая устав банка в 4х экземплярах и
заключение регионального управления НБУ предоставляются в Национальный банк Украины.
Документы для регистрации банка рассматриваются департаментом банковского надзора, департаментом валютного регулирования, юридическим департаментом, и в случае необходимости другими департаментами и передается в Комиссию НБУ по вопросам наблюдения и регулирования деятельности банков.
Перед регистрацией банка его готовность к совершению банковских операций может проверяться на месте работниками НБУ.
НБУ может отказать в регистрации коммерческого банка в случае нарушения порядка создания банка, не соответствие деятельности уставу и других учредительных документов законодательству Украины, неудовлетворительного финансового состояния учредителей, что угрожает интересам вкладчиков и кредиторов банка, а также в случае профессиональной непригодности рекомендованного руководства банка, отсутствие соответствующей материально-технической базы.
Решение об отказе в регистрации коммерческого банка может быть обжаловано в судебном порядке.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- I. Порядок определения деятельности коммерческого банка.
- 1.1.Порядок регистрации банковской деятельности.
- 1.2. Лицензирование банковской деятельности.
- 1.3. Виды банковских операций подлежащие лицензированию.
- Трастовая функция
- 1.4. Перечень документов , необходимых для получения лицензии действующим банком.
- 1.5. Ресурсы коммерческих банков, их формирование и прогнозирование.
- Прочие услуги
- II. Анализ банковских операций коммерческого банка.
- 2.1. Характеристика и структура банка “Украина”.
- 2.2 Анализ клиентских операций в национальной валюте.
- Формы безналичных расчетов.
- Расчеты платежными поручениями.
- Аккредитивная форма расчетов.
- Расчеты чеками.
- Особенности расчетов в электронной системе типа «Клиент - Банк».
- 2.2 Кассовые операции.
- 2.3.Операции банка с ценными бумагами.
- Вексельная форма расчетов.
- Балансовые
- 10000*60*15
- 100 * 365
- 2.4. Депозитные операции.
- 2.5.Кредитные операции.
- 2.6.Прочие операции банка. Факторинговые операции банка.
- 2.7.Валютные операции.
- Порядок проведения продажи дорожных чеков международных финансовых компаний
- Порядок ведения операций по пластиковым картам.
- 3. Економический анализ использования пассивных и активных операций и их влияние
- 3.1.Анализ структуры привлеченных средств.
- 3.2.Анализ структуры активных операций
- 3.3.Анализ доходов и расходов .
- Динамику комиссионных доходов можно представить следующим образом
- Анализ затрат отделения банка «Украина».
- Динамику процентных затрат отделения банка можно проследить в таблице
- Рассмотрим динамику небанковских операционных затрат.
- 4. Применение информационных систем для своевременного обеспечения услуг-операций клиентов.
- 4.1. Технические характеристики :
- 4.2.Основные функции ис по обслуживанию юл.
- 4.3. Настройка комплекса пользователем
- 4.4.Справочник "предприятия"
- 4.5. Обработка документов