logo
Деньги, кредит, банки для ФК 2009

Тема 21. Экономическая сущность и организация деятельности коммерческого банка

Экономическая сущность коммерческого банка и его особое положение в народном хозяйстве. Коммерческий банк как финансовый посредник, его функции (кредитная, расчётная, сберегательная) и роль в организации денежного оборота. Конкуренция банковского и небанковского секторов кредитной системы за право обслуживать население, государство и бизнес.

Порядок создания коммерческого банка. Устав и уставный капитал, учредительные документы. Требования Центрального банка к размеру и структуре акционерного (паевого) капитала коммерческих банков, к материально-технической базе, квалификации персонала банка, кадровой политике, методическому и информационному обеспечению деятельности. Виды банковских лицензий.

Миссия кредитной организации. Принципы позиционирования банка на рынке. Стратегия бизнес-планирования банка во внешнем рыночном пространстве, участия в банковских группах и холдингах.

Организационная структура банка – совокупность подразделений (административных, учётно-аналитических, операционных, вспомогательных) и взаимосвязей между ними. Модели организационных структур коммерческого банка: линейно-функциональ-ная, дивизиональная, децентрализованная.

Информационная инфраструктура банка. Система рациональной организации информационных потоков, восприятие и обработка существенной информации, имеющей значение для принятия важных решений. Материально-техническая оснащённость банка современными средствами коммуникации и обработки информации. Система защиты банковской информации.

Структура управления банком, комитеты и комиссии банка. Элементы корпоративного управления в банках: корпоративные ценности, кодексы поведения и системы, используемые для их обеспечения; чётко сформулированная стратегия, позволяющая оценить успех всей организации и вклад отдельного работника; чёткое распределение обязанностей и полномочий, включая иерархическую структуру принятия решений; механизмы взаимодействия и сотрудничества между членами совета директоров, менеджерами и аудиторами; жёсткая система внутреннего контроля; особый контроль рисков конфликта интересов внутри руководства банка, в деловых отношениях с крупными акционерами, с заёмщиками, аффилированными с банком; адекватные внутренние и внешние потоки информации; стимулы финансового и управленческого характера в виде денежных вознаграждений, продвижения по службе (и другие формы мотивации).