4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
Бурное развитие внешне-экономической деятельности, подписание и осуществление многомиллиардных международных контрактов, с участием широкого межгосударственного участия в них, таких как северный и южный газовые потоки по дну Балтийского и Черного морей, транзит туркменского и узбекского газа с включением в российскую газовую сеть, строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Находка и в сторону Китая с участием японского и китайского капиталов, освоение шельфа Шитохманского газа нефтеностосного месторождения в Баренцевом море, создание автомобильных заводов по созданию автомобилей зарубежных марок на территории Российской Федерации, создание авиаконцерна по производству гражданских аэробусов с участием Узбекистана и Украины, и целый ряд других заключенных со странами пяти континентов.
В своем большинстве контракты заключены не на потребительские товары, а по созданию капиталообразующих отраслей, как в России, за счет иностранных инвесторов, так и за рубежом в строительстве производственных мощностей с участием российского капитала.
Как правило, поступление инвестиций осуществляется путем строительства и укомплектования объекта оборудованием страной производящей оборудование и инвестирующей создание объекта в соответствии с контрактом, оборудование не только поставляется, но и ведутся его монтажные и пусконаладочные работы. В контрактах зачастую оговариваются и техническое обслуживание поставленного оборудования.
Таким образом, круг объектов осуществляемых по внешнеэкономическим контрактам как внутри России за счет иностранных инвесторов, так и контрактов России по выполнению заказов за рубежом достаточно широк. Риски по их осуществлению велики и непредсказуемы. Отсюда можно сделать вывод, что страхование технических рисков – включает комплекс страхования рисков, связанных со строительными и эксплуатационными работами, страхование строительно-монтажных рисков, страхование машин от поломок, страхование послепусковых гарантийных обязательств, страхование электронного оборудования и др.
Строительно-монтажное страхование в еще большей степени, чем страхование имущества предприятий, связано с огромными страховыми суммами ущерба и очень зависит от перестрахования. Поэтому перестраховщики определяют его «лицо» в решающей степени. Самый авторитетный перестраховщик строительных и вообще технических рисков – Мюнхенское перестраховочное общество.
Так же, как и в страховании имущества предприятий, страхователи здесь – только юридические лица, однако их круг намного уже. Тарификация в этом страховании строго индивидуальная и практически проводится во взаимодействии с перестраховщиками, договоры – свободного построения, хотя стандартные международные формы договоров существуют и применяются широко. Рассмотрение претензий еще сложнее, нестандартное, дольше, чем в страховании имущества предприятий, и часто требуют участия инженеров-экспертов. Доля этого страхования в общем сборе премий невысока. Невелико и число компаний, которые им занимаются, требования же к их профессионализму очень высоки.
Реальный круг потенциальных страхователей – иностранные компании и российские крупные подрядчики, управляемые по западным стандартам, а также западные девелоперы. Кроме того, важным источником бизнеса могут быть местные власти (городские, областные, районные), которые всегда в большей или меньшей степени контролируют строительство на своих территориях и способны сильно влиять на решения о страховании строительства.
Кроме того, переговоры о страховании отличаются исключительно долгим циклом – для крупных проектов они могут продолжаться один – два года, пока готовится договор подряда (пытаться вести переговоры после его подписания уже поздно). Переговоры могут останавливаться и затем возобновляться, и так не один раз.
Страхователями в строительно-монтажном страховании могут быть все участники инвестиционного процесса:
- подрядчики (прежде всего генеральные подрядчики, а субподрядчики в основном только пользуются страховой защитой, но не покупают сами);
- заказчики;
- инвесторы.
При этом страхование всегда заключается в пользу подрядчика. Реально главный партер для этого страхования – подрядчик, потому что именно деньги дает заказчик – и он всегда имеет право и возможность вмешаться в выбор страховщика и обсуждение условий договора, и участвовать в решении вопроса о страховании – даже тогда, когда все переговоры вел подрядчик. Практически те же права у инвестора – ведь он есть по существу «важнейшая часть» заказчика, выполняет одну из его ключевых функций.
Мотивация страхователей в основном прямая – защита от ущерба, но может быть и косвенной, если страхования требует инвестор, или только заказчик (но не подрядчик), или кредитующий проект банк, или местные власти.
Как правило в контрактах на проведение строительно-монтажных работ указывается конечная цель как будут производится работы и в каком состоянии будет сдаваться объект.
Существует две формы определения сдаваемого объекта «Под ключ» и «Поставка и контроль». По условиям сдачи «Под ключ» интерес в страховании у подрядчика ибо он сам приобретает материалы, комплектующие и оборудование для строительства и монтажа и отвечает за их сохранность. По условиям «Поставки и контроль» заказчик обеспечивает подрядчика материалами, комплектующими и оборудованием. Естественно в этом случае его интерес в страховании строительных работ за исключением страхования ответственности и от несчастного случая.
Зарубежными и российскими законодательно-правовыми нормами установлено обязательное страхование имущества и гражданской ответственности по объектам иностранного подчинения, совместным предприятиям по правилам страхования страны, создающей этот объект.
Соответственно страны – страховщики при страховании объектов, относящихся к категории внешнеэкономический деятельности проводят страование по своим, залицензированным органами страхового надзора, правилам. Но это не означает, что это догма. Существует ряд норм и положений, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, которым придерживаются страховщики на мировом страховом рынке.
В основном это связанно с международными торговыми договорами, правилами перевозки и ответственности перевозчиков, разрешением конфликтов, присущим морским, воздушным и наземным перевозкам, а также ответственности лиц, прямо или косвенно связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Исходя из вышесказанного ряд видов страхования в предлагаемом учебнике изложено в соответствии с действующими правилами залицензированными органами государственного страхового надзора Российской Федерации.
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков. Варианты сбалансированности рисков при осуществлении внешнеэкономических сделок.
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.3 Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.12 Пропорциональное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку