8.13 Непропорциональное перестрахование
Накопленный опыт организации перестрахования на крупных объектах показал эффективность применения непропорционального договора на базе эксцендента убытка. Такой договор позволяет решить вопрос перестрахования крупнейших рисков и вовлечь в страхование менее вероятных, но более опустошительных (сотни тысяч, миллионы долларов) рисков наиболее крупные западные компании.
Непропорциональное перестрахование применяется во всех видах страхования, где нет верхней границы (предела) ответственности страховщика.
Побудительным мотивом к развитию непропорционального перестрахования со стороны цедента было стремление дать определенные гарантии всем имеющимся финансовым интересам, которые подвержены малому количеству исключительно крупных убытков или большому количеству исключительно мелких убытков. C учетом этих потребностей получили развитие два типа непропорционального перестрахования перестрахование превышения убытков и перестрахование превышения убыточности по рискам определенного вида.
Договор страхования убытка (эксцедента убытка) является наиболее распространенной формой непропорционального перестраховочного покрытия и служит для защиты страховых портфелей компаний по отдельным видам страхования от наиболее крупных и непредвиденных убытков, используется тогда, когда страховщик стремится не к выравниванию отдельных рисков данного вида, а непосредственно к обеспечению финансового равновесия страховых операций в целом, которое может быть нарушено причинением ущерба в особо крупных размерах по некоторым рискам страхового портфеля.
По условиям этого договора инструмент перестрахования вступает в силу только тогда, когда окончательная сумма убытка по застрахованному риску в результате страхового случая или серии страховых случаев, являющихся следствием действия одного и того же происшествия, превысит обусловленную сумму. Ответственность перестраховщиков сверх этой суммы ограничивается определенным лимитом, например 1 млн. р. сверх 500 тыс. р., являющихся приоритетом передающей компании. Это означает, что перестраховщики по доле их участия в договоре будут оплачивать убытки в суммах, превышающих 500 тыс. р., но в пределах 1 млн. р. по каждому из них. В случае, если убытки превысят 1,5 млн. р., то перестраховщики оплатят 1 млн. р., а первый страховщик оплатит приоритет 500 тыс. р. и сумму, превышающую сумму оплаты перестраховщиков.
Договоры данного типа перестрахования обычно заключаются в облигаторной форме. B условиях перестраховочного договора последовательно перечислены риски, подлежащие перестрахованию, а также те из них, которые не входят в этот договор.
Исходя из подписанных условий договора, перестраховщик принимает обязательство покрытия той части убытка, которая выше установленной суммы собственного участия цедента, но ниже установленной в договоре суммы, составляющей верхнюю границу ответственности перестраховщика. Определенные таким образом обязательства относятся ко всем ущербам, которые были вызваны одним стихийным бедствием, составляющим страховой риск.
Собственное участие цедента в покрытии ущерба называется приоритетом или франшизой, а верхняя максимальная граница ответственности перестраховщика за последствия одного стихийного бедствия, причинившего ущерб лимитом перестраховочного покрытия.
Величина перестраховочных платежей обычно определяется путем прямых переговоров представителей цедента и перестраховщика на основании сделанных предварительных актуарных расчетов. Перестраховочные платежи, подлежащие уплате, определяются в абсолютной сумме или в проценте от платежей, получаемых цедентом по договорам страхования.
Профессиональные перестраховщики в целом охотно заключают договоры перестрахования превышения убытков, данный тип договоров приносит им высокую прибыль. Вместе с тем, на рынке есть ряд перестраховщиков, которые сознательно избегают заключения таких договоров, исходя из имеющегося неблагоприятного прогноза.
Договор перестрахования превышения убытка в настоящее время широко применяется в следующих видах страхования: гражданской ответственности, от несчастных случаев, от огня, транспортном (карго и каско), авиационном, т.e. там, где практически возможен групповой ущерб катастрофического характера.
Другим видом нeпpoпopциoнaльнoгo перестрахования является перестрахование превышения убыточности (эксцедент убыточности). Это перестрахование касается всего страхового портфеля и ставит целью защитить финансовые интересы страховщика перед последствиями чрезвычайно крупной убыточности (которая определяется как процентное отношение выплаченного страхового возмещения к сумме собранных страховых платежей). Причиной чрезвычайно крупной убыточности может быть возникновение малого числа весьма крупных убытков или возникновение значительного числа мелких убытков.
Заключая договор, перестраховщик принимает обязательство выpaвнить цеденту превышение убыточности сверх установленного лимита, составляющего, например, 105 % от страховых платежей, собранных страховщиком. Haличиe установленного лимита означает, что убыточность до 105 % будет покрываться цедентом исключительно за счет собственных источников (фондов). Если в данном календарном году убыточность превысила 105 %, то все превышение сверх этой цифры покрывается перестраховщиком исходя из условий заключенного договора. B профессиональной страховой терминологии это явление обозначается следующим словосочетанием: «убыточность остановлена на уровне l05 %» или «cтoплoc l05 %» (пo aнглийcки stop loss).
Минимальные лимиты собственного участия цедента в покрытии убыточности колеблются в пределах 70-100 %. Убыточность, незначительно превышающая расчетный уровень (например, 70 %), может быть покрыта цедентом не только за счет текущих поступлений страховых платежей, но и за счет резервных фондов, находящихся в распоряжении страховщика.
Пример – Компания «А» застраховала в компании «Б» убыточность страховой суммы на следующих условиях:
- нижний предел – 105 %;
- верхний – 125 %;
- уставной капитал «А» - 40 млн. р.;
- страховые платежи полученные «А» - 46,5 млн. р.;
- выплаты – 68,8 млн. р.
Определить сумму выплат компанией «Б».
1 Нижний предел «А»: 105 % от 46,5 млн. р. = 48,825 млн. р.
2 Верхний предел «Б»: 125 % от 46,5 млн. р. = 58,125 млн. р.
3 Превышение верхнего предела: 68,8 млн. р. – 58,125 млн. р. = 10,675 млн. р.
4 Платит «А»: 48,825 млн. р. + 10,675 млн. р. = 59,5 млн. р.
4 Платит «Б»: 58,125 млн. р. – 48,825 млн. р. = 9,3 млн. р.
Перестраховочные платежи определяются от нетто- или брутто- страховой ставки на основании представленных актуарных расчетов. Применяется метод «опытного тapифициpoвaния»: ожидаемая в данном году убыточность по портфелю договоров, подлежащих перестрахованию, определяется, исходя из убыточности, фактически сложившейся за последние несколько лет.
B свою очередь тарифная ставка, исчисленная на основании ожидаемой убыточности, корректируется в последующие годы по мере появления существенных изменений в фактической убыточности в портфеле договоров, переданных в перестрахование.
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков. Варианты сбалансированности рисков при осуществлении внешнеэкономических сделок.
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.3 Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.12 Пропорциональное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку