1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственно-оформленными национальными хозяйствами.
Природно-климатические условия, содержание недр, сложившиеся экономико-хозяйственные традиции в мировом сообществе различны и по сути предопределяют их хозяйственную деятельность, выделяя приоритеты их экономического развития и внешнеэкономических отношений, в том числе и международную торговлю.
В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и производственных отношений.
Участие в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. В силу этого наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля.
Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товаров в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.
Заключаемые международные договоры по товарообменным операциям, вложением капитала в инвестиционные и инновационные проекты, строительство объектов за рубежом в рамках торгово-экономических соглашений при их реализации подвержены различным рискам и требуют определенной экономической защиты.
Страхование внешнеэкономических рисков связано с решением проблем защиты валютных интересов нашей страны, которые охватывают экспортно-импортные операции, отечественные имущественные интересы за границей, туризм и автотуризм, имущественные интересы иностранных физических и юридических лиц в нашей стране, деятельность совместных предприятий.
Международными соглашениями в порядке защиты заключаемых сделок от непредсказуемых событий были разработаны и внедрены условия продажи и страхования грузов. Эти условия изложены в договорах СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.
Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются вопросы купли – продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца, порядок расчетов и другие вопросы.
Преимущество сделок «СИФ» состоит в том, что для выполнения ее условий не требуется физической передачи товаров покупателю, а только вручение ему всех предусмотренных в условиях сделки товарораспорядительных документов. Имея эти документы, покупатель может распорядится товарами до его получения, реализовать его «против документов» и тем самым ускорить оборот каптала.
Экономическая сущность сделки «СИФ» заключается и в том, что покупатель, перекладывая заботу о перевозке и страховании на продавца, в любом случае должен получить сохранный груз или компенсацию за него. И если продавец не обеспечил адекватного страхования, то убытки, которые не будут подлежать оплате страховщиком, должен возместить покупателю продавец.
Банки, через которые ведутся расчеты по сделкам купли-продажи на условиях «СИФ», предъявляются к товарораспорядительным документам самые строгие требования. Все документы, в том числе и страховые, по своему содержанию должны полностью соответствовать условиям аккредитации.
В международной практике при сделке «СИФ» большое внимание обращается на выбор продавцом страховщика. Обеспечивая страховое покрытие по запроданным товарам, продавец не может практически и юридически гарантировать того, что при возникновении убытка покупатель получит сумму страхового возмещения, поскольку это обстоятельство находиться вне контроля продавца и зависит от многих факторов: условия страхования, объем страхового покрытия, причины убытка и т.д.
Своевременная передача покупателю страхового полиса является обязанностью продавца, невыполнение которой может иметь юридические последствия.
Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight).
По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна, отправить его, получить за свой счет коносамент и другие документы, выдаваемые в стране отправления (свидетельство о происхождении товара, сертификаты качества и т.д.), обеспечить таможенную очистку товара на вывоз, сообщить об этом покупателю и своевременно направить ему указанные документы.
Обязанность страхования лежит на покупателе.
Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.
При импорте товаров российская сторона должна быть заинтересована в закупке товара на условиях сделки ФОБ, по которой исключается оплата услуг иностранного экспортера по перевозке и страхованию товара.
Сделки ФАС – от английского выражения «Свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship). (37)
Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно, и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна, и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.
Наиболее развито морское страхование судов и грузов в корпорации Ллойд. Но Ллойд не одинок. Морским страхованием занимается подавляющее большинство зарубежных транснациональных страховых компаний.
В России среди лидеров морского страхования, в т.ч. экспертно-импортного страхования грузов, выступают универсальные компании «Ингосстрах», «РОСНО», «ВЕСТА», «ВСК», «УралСиб».
В страховании грузов, связанных с нефтью и продуктами ее переработки, специализируются компании «ЮКОС-Гарант», и «Лукойл», риски по грузам РАО «Норильский никель» страхует компания «Интеррос-Согласие», а комбинат «Северсталь» - «Шексна». На грузах военного характера специализируются компании «Жива», и «Русский страховой центр».
Защита заключаемых сделок не ограничивается перечисленными договорами. Круг договоров сделок и, соответственно, договоров страхования значительно шире. Следует помнить, что выезд заграницу по всевозможным причинам и различными видами транспорта, это своего рода международная сделка, требующая защиты.
Да и само страхование и перестрахование крупных рисков у зарубежных перестраховщиков – это своего рода участие в международных торговых соглашениях. Практически, российский страховщик ха определенную плату (премию) продает зарубежному перестраховщику часть застрахованного им риска, этим самым он защищает себя.
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков. Варианты сбалансированности рисков при осуществлении внешнеэкономических сделок.
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.3 Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.12 Пропорциональное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку