5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
Как уже говорилось выше, в практике авиастрахования под третьими лицами подразумеваются все лица, кроме пассажиров находящихся в самолете, экипажа, а также других служащих владельцев самолета. Таким образом, страхование ответственности перед третьими лицами – это покрытие рисков, связанные с нанесением ущерба юридическим и физическим лицам, находящимся вне самолета. Наиболее уязвимыми из них оказываются владельцы, пассажиры и команды других самолетов.
Обычно полисы страхования авиационных рисков покрывают все убытки, которые могут причинить страхователь третьим лицам в результате использования самолета. Ответственность, следовательно, покрытие по полису не ограничиваются последствиями ущерба, нанесенного непосредственно самолетом, а предусматривают также случаи, как, например, выпадение из него людей или предметов.
Практически любой полис покрывает ответственность, связанную с таким косвенным влиянием самолета, как воздействие на объекты на земле в результате полета ниже дозволенного предела.
Однако во многих странах существуют соглашения, согласно которым некоторые виды ответственности не покрываются. В Великобритании, например, страховщики исключили из покрытия по полису виды ответственности перед третьими лицами, связанные с:
шумом и акустическим ударом;
электрическими или радиопомехами;
загрязнением воздуха, утечкой горючего;
радиацией и радиоактивным заражением.
Страхованием ответственности, возникающей при убытках, причиненных шумом, занимается довольно узкий круг компании, да и их полисы не покрывают ответственности за причиняемые шумом «неудобства». Следует учесть, что в них всегда предусматривается лимит, ограничивающий сумму всех убытков, которые могут быть покрыты в течение периода действия полиса (см. приложение П).
Существует одно правило, следовать которому пытаются практически все авиационные страховщики мира. Оно заключается в том, что в стандартных полисах страхования ответственности перед третьими лицами из числа последних обычно исключаются члены семьи страхователя, служащие или подрядчики страхователя, а также пассажиры и команда самолета страхователя. Кроме того, не покрывается ущерб собственности страхователя или собственности, которая находится в его распоряжении.
В истории международных договоров не существует каких-либо общепринятых соглашений относительно минимального лимита ответственности перед третьими лицами, обязательного для страхования. Лимит выражается в фиксированной сумме по каждому убытку и представляет собой результат соглашения между страхователем и страховщиком, так как ответственность оператора перед третьими лицами на земле абсолютна. Часто в условия страхования включается оговорка о введении дополнительного лимита страхования ответственности перед третьими лицами, ограничивающего общую ответственность в течении одного года суммой, равной двум-трем лимитам по одному убытку. При переговорах со страхователем владелец самолета должен указать, в какие страны он собирается возить грузы или пассажиров, чтобы лимит ответственности перед третьими лицами, указанный в его полисе, был не менее лимита, предусмотренного законами той страны, в которую будет летать самолет.
В практике страхования авиарисков часто устанавливается лимит сверх лимитов первичного полиса («excess insurance») В таком случае он выражается как единый лимит, который включает в себя также и ответственность перед пассажирами сверх первичного лимита ответственности перед ними.
Важное место в страховании ответственности перед третьими лицами, как и в любом другом страховании, занимает расчет ставок. В данном случае на ставку влияют такие факторы, как:
- географический район полетов;
- характер этого района (населенность, наличие промышленных объектов и т.п.).
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков. Варианты сбалансированности рисков при осуществлении внешнеэкономических сделок.
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.3 Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.12 Пропорциональное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку