4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
Страхование строительно-монтажных рисков имеет целый ряд своих специфических особенностей, среди которых:
- многомиллионные контракты и система их перестрахования. Только убедившись в качественности проекта как с точки зрения его конструктивных и технологических требований, организации работ и квалификации подрядчиков и субподрядчиков, возможно полное и надежное перестрахование. Строительно-монтажные работы в настоящее время имеют интернациональную тенденцию. Заказчики и подрядчики - представители различных стран, поэтому вопрос надежного перестрахования занимает особое место;
- экспертиза объекта. Процесс проектирования начинается с выбора площадки и изыскания при новом строительстве, оценке объекта, его состояния при реконструкции и реставрации. От того, как качественно будут проведены эти работы, зависит и качество самого проекта, ибо ошибки и упущения на первоначальной стадии проектно-изыскательских работ приведут к серьезным последствиям при проведении строительно-монтажных работ;
Процесс страхования строительно-монтажных работ длительный и начинается как правило за 2-3 месяца до момента заключения контракта на строительство и подписания договора страхования. Получение необходимой документации, обсуждение и экспертиза проектно-сметной документации проходит как минимум от 2-3-х недель до 6 и более месяцев в зависимости от объемов и особенностей предстоящего к строительству объекта.
- стоимость страхования при проектировании закладывается в стоимость объекта и отражается в проектно-сметной документации;
- в строительно-монтажном страховании возможны генеральные полисы – правда, не как договоры страхования (как в страховании грузов), а как рамочные соглашения, где определяются стандартные условия отдельных договоров. Договоры при этом нужно оформлять обязательно. Генеральные полисы удобны для тех случаев, когда подрядчик выполняет достаточно большое число сравнительно коротких и однотипных договоров подряда – например, по реконструкции цехов, ремонту офисов, специализированным работам (кровельным, гидроизоляционным, дорожным, монтажу лифтов). Для страховщиков и особенно для продавцов генеральные договоры очень привлекательны – они позволяют получать стабильный поток бизнеса при относительно небольших трудозатратах. Исполнение каждой выполненной работы оформляется актом и заносится в ведомость полиса. Внесение объема выполненных работ в полис можно производить и при завершении работ по конкретному объекту (см. приложение М, Н, П).
- страхование строительно-монтажных рисков производится с организациями, имеющими лицензию на право проведения строительно-монтажных и проектных работ.
Строительно-монтажное страхование является высокоспециализированным видом страхования. Оно не терпит шаблонов. Разнообразие отраслей промышленности, сооружаемых объектов даже в пределах одной отрасли делает практически невозможным унифицированный подход к тому или иному риску. Нельзя, конечно, сравнивать строительство жилого здания с морскими платформами по добыче нефти и газа, но даже каждое жилое здание и каждая платформа имеют свои индивидуальные особенности, требующие детальной оценки риска на конкретной территории.
Если в транспортном страховании имущества и грузов можно употребить классификацию рисков по направлению транспортировки, по категории грузов, в автостраховании - по марке автомашины, объему цилиндров, в имущественном страховании - по видам и состоянию объекта, то в строительно-монтажном страховании такой классификации не существует, и каждый риск оценивается индивидуально.
Строительно-монтажные операции являются наиболее капиталоемкими. Повышается роль фирм, специализирующихся на строительстве капитальных объектов. Растет цена контрактов по строящимся объектам, инфляционные процессы ведут к увеличению стоимости сырья, топлива и материалов, усложнению технологических процессов.
Страхование строительно-монтажных рисков по сравнению с другими видами страхования предполагает вовлечение большого числа заинтересованных сторон. В крупном контракте обычно задействованы проектировщики, транспортники, консультанты, строители, изготовители технологического оборудования, шефмонтажеры и т.д., что с юридической точки зрения представляет иногда большие сложности. Определение вины той или иной стороны по производственному ущербу зачастую делает необходимым широкое привлечение юридических служб. Иногда судебные разбирательства тянутся долгое время, что отрицательно отражается на результатах страхования, так как в момент возмещения убытка в результате инфляции сумма его значительно возрастает. Для рассмотрения вопросов, связанных со страхованием строительно-монтажных рисков, необходимо, прежде всего, четко представлять себе, что собираемся страховать, какова предполагаемая будет страховая ответственность, какие возможные риски в целом по строительно-монтажному комплексу, на каких условиях будет проводиться страхование, применяемые тарифы по конкретному объекту страхования и другие особенности применительно к каждому страховому объекту.
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков. Варианты сбалансированности рисков при осуществлении внешнеэкономических сделок.
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.3 Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.12 Пропорциональное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку