3.1.4. Подписное право на акцию
Понятие. Акционеры, как правило, имеют право на первоочередное приобретение новых выпусков акций своей компании. В условиях, когда их количество исчисляется десятками или сотнями тысяч (или более), реализация этого права с помощью выпуска специальной ценной бумаги представляется часто самым удобным механизмом его выполнения как для акционеров, так и для акционерного общества.
Подписное право — это ценная бумага, которая дает право акционерам компании подписаться на определенное количество вновь выпускаемых акций данной компании по установленной цене подписки в течение установленного срока.
Подписное право пока не существует как российский вид ценной бумаги, но оно вполне может быть реализовано в форме выпуска российского опциона эмитента.
По своей конструкции подписное право очень похоже на фондовый варрант, но отличается от последнего своей целевой направленностью. Оно есть не право на покупку акции в будущем, а право на покупку нового текущего выпуска акций, размещаемого на рынке.
Условия выпуска. Подписное право дает возможность его владельцу приобрести акцию компании до начала общей подписки (для всех желающих), т. е. в течение периода «льготной» подписки и по льготной цене, которая несколько ниже, чем текущая рыночная цена акции компании.
Акционер получает право на подписку по льготной цене пропорционально имеющемуся у него количеству акций. Количество акций, на которое он может подписаться, рассчитывает по формуле
Кп = К«/К, (3.7)
где Кп — количество новых акций, на которое имеет право подписаться акционер;
п — общее количество вновь размещаемых акций; Ка — количество ранее размещенных акций, имеющихся у акционера, которое приравнивается к количеству полагающихся ему подписных прав; К—общее количество ранее размещенных акций, или общее количество подписных прав.
Например, количество ранее размещенных акций К = 1млн шт. и 1 акция дает право на 1 подписное право. Вновь размещается (л) 100 тыс. акций, следовательно, 10 подписных прав дают возможность купить 1 новую акцию. У акционера имеется 100 ранее размещенных акций компании (Ка), что соответствует наличию у него 100 подписных прав. Это дает ему право на получение от компании 10 новых акций (100 прав: 10 прав).
Порядок выпуска. Выпуску подписных прав предшествует процедура эмиссии новых акций, на которые и будут обмениваться подписные права. Последние рассылаются акционерам компании или доводятся до них в ином установленном порядке.
Если акционер желает воспользоваться своим правом льготной подписки, то он перечисляет в компанию или уполномоченному ею участнику рынка требуемую сумму денег в уплату за акции до даты начала общей подписки. Если акционер не желает воспользоваться своим правом, то он может его свободно продать на фондовом рынке.
Период льготной подписки длится обычно две-три недели, в течение которых можно либо реализовать подписное право самостоятельно, либо продать его на рынке. После окончания данного периода подписное право утрачивает свои права и не может быть продано.
Цена подписного права. Она рассчитывается по-разному:
а) в период распространения подписных прав. В течение этого времени владельцы и новые покупатели находящихся в обращении ранее размещенных акций компании имеют право на получение подписных прав. В этом случае рыночная цена акции, естественно, включает и цену подписного права, которая определяется по формуле
Цп = (Цр-Ц0)/(«+1), (3.8)
где Цп — стоимость подписного права; Ц —рыночная цена акции;
Цо — льготная цена подписки (Ц обязательно больше Цо); п — количество подписных прав, необходимых для покупки одной новой акции компании;
б) после окончания периода получения подписных прав. В этом случае купля-продажа ранее размещенных акций компании уже не дает их новым владельцам права на получение подписных прав, и потому рыночная акция уже не включает стоимость подписных прав, но последние еще обращаются на рынке, так как еще не истек срок подписки на акции:
Цп = (Цр-Ц0)/«. (3.9)
Стоимость самого подписного права, естественно, остается одинаковой и в ситуации «а», и в ситуации «б». Если упростить дело таким образом, что 1 подписное право соответствует 1 новой акции, то в первом периоде его цена равна половине разницы между рыночной и льготной ценами, а во втором случае — цена есть сама эта разница, поскольку рыночная цена уже уменьшилась на цену подписного права.
Отличия от фондового варранта. Основные различия между фондовым варрантом и подписным правом таковы:
варранты обычно выдаются покупателям новых выпусков привилегированных акций и облигаций, а подписные права —первоначально только акционерам компании;
варранты выпускаются на длительные сроки, исчисляемые годами, подписные права выпускаются на очень короткие сроки, исчисляемые обычно неделями;
цена исполнения варранта обязательно превышает рыночную стоимость акции в момент выпуска варранта; цена подписки в подписном праве обязательно ниже текущей рыночной цены акций.
С экономических позиций подписное право логичнее было бы назвать подписным варрантом, или подписным фондовым варрантом. У этих ценных бумаг совершенно одинаковая суть, состоящая в праве покупки акции по фиксированной цене в фиксированные сроки. Их различия сводятся лишь к уровню фиксируемой цены относительно рыночной цены акции и к сроку существования ценной бумаги. Из этих различий проистекает и разный подход к определению их теоретических цен. Поскольку при расчете цены подписного права рыночная цена акции всегда известна, постольку исходная разница в ценах может быть легко определена. Для варранта будущая рыночная цена акции неизвестна и подлежит оценке, поэтому определение его собственной цены представляет собой вероятностный процесс, вариантом которого и являются современные модели опционного ценообразования (они изучаются в других дисциплинах).
- 65. Операционный леверидж и его эффект
- 78. Сущность и значение бюджета, его функции.
- 84..Бюджетное устройство и бюджетная система России
- 80..Финансовый механизм и его структура.
- 7.Виды финансового механизма.
- 67.И 71.Собственный капитал организации
- 88. Источники формирования оборотного капитала. Определение потребности в оборотном капитале.
- 83.Политика предприятия в области оборотного капитала
- Д енежные средства
- Г отовая продукция
- А ктивы Всего активов
- 87.Денежная масса и ее структура
- 76. Система межбюджетных отношений в рф
- 85 . Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- 1. Понятие и виды профессиональной деятельности
- 5.3. Брокерская деятельность
- 5.4. Дилерская деятельность
- 5.5. Деятельность по управлению ценными бумагами
- 5.6. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)
- 5.7. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
- 5.8. Депозитарная деятельность
- 5.9. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг
- 5.9.1. Общие требования к организации торговли
- 5.9.2. Фондовая биржа как организатор рынка
- 5.9.3. Электронные торговые системы
- 60.Понятие корпоративных ценных бумаг и их характеристика
- 3.1. Акция и вторичные бумаги на ее основе
- 3.1.1. Акция
- 3.1.2. Опцион эмитента на акцию (фондовый варрант)
- 3.1.3. Американские депозитарные расписки на российские акции
- 3.1.4. Подписное право на акцию
- 3.2. Инвестиционный пай
- 3.3. Облигация
- 86. Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом
- 61. Центральный банк
- 1. Центральный банк рф: сущность и функции
- 2.Операции Центрального банка
- Центральный банк рф: сущность и функции
- 2.Операции Центрального банка
- 74. Виды банковскмх кредитов
- 77.Амортизационная политика организации
- 82. Понятие внеоборотных активов:состав и структура
- Учет основных средств, полученных безвозмездно
- 79. Финансовые ресурсы:источники,виды и направления использования
- 73. Финансовая система рф и ее структура
- 75.Органы управления финансами в Российской Федерации