logo
ГЭК 2011

5.4. Дилерская деятельность

Понятие. Дилерская деятельность — это совершение сделок куп­ли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определен­ных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Простую куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, т. е. в соб­ственных интересах, а не только в интересах клиентов, могут осу­ществлять и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, которым такое право предоставлено, например брокеры. Но чтобы выставлять публичные котировки на покупку и продажу какого-то круга ценных бумаг, необходимо получить статус диле­ра на рынке ценных бумаг.

Следовательно, необходимо различать, во-первых, дилерскую деятельность как профессиональную деятельность на рынке цен­ных бумаг; во-вторых, дилерскую деятельность как торговую дея­тельность, осуществляемую за счет своих средств.

По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркет-мейкерством.

Маркет-мейкер — это дилер, который как бы отвечает за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бу­магу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее. Обычно дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг, поскольку:

Дилерами на рынке обычно выступают крупные компании, рас­полагающие солидным собственным капиталом, без которого про­сто невозможно поддержание рынка ценной бумаги в «рабочем» состоянии. У дилера в обычном случае должно всегда иметься не­обходимое количество бумаг (собственный «портфель»), чтобы удовлетворять все изменения (скачки) спроса на данную ценную бумагу и одновременно выкупать с рынка «избыточное» количе­ство этой бумаги, когда конъюнктурный спрос на нее падает.

Дилеры работают на рынке с любыми его участниками, но все же чаще они контактируют с брокерами, а не непосредствен­но с самими клиентами (инвесторами). Прямой контракт у кли­ентов с дилерами имеется обычно в случае осуществления круп­ных (больших по объему) сделок с курируемой дилером ценной бумагой.

В отличие от дохода брокера доход дилера складывается из раз­ницы между продаваемыми им бумагами и ценой их покупки у других участников рынка.

Основные функции дилера. Дилерская деятельность представля­ет собой дальнейшее развитие брокерской деятельности в направ­лении усиления роли торгового посредника на рынке. К его важ­нейшим функциям относятся:

Вторая из указанных функций составляет основное содержание дилерской деятельности и в свою очередь включает целый ряд дей­ствий на рынке. В частности:

Обязанности дилера на рынке. Так как дилер непосредственно находится на рынке, точнее, представляет сам рынок, то он обла­дает совершенно неоспоримыми преимуществами перед любыми другими участниками рынка, перед всеми его клиентами. В связи с этим к дилеру предъявляются требования, которые он должен неукоснительно соблюдать. Так, он должен:

Основные различия между дилерской и брокерской деятельнос­тью. На рынке ценных бумаг брокерская и дилерская виды дея­тельности различаются по следующим характеристикам, которые для удобства сравнения приведены в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Различия между дилерской и брокерской деятельностью на рынке ценных бумаг

Показатели

Дилерская деятельность

Брокерская деятельность

Вид договора с клиентом

Договор купли-продажи

Договор поручения, или комиссии, или агентиро­вания

Источник капитала для сделок с ценными бума­гами

Собственные средства

Клиентские средства

Владелец ценных бумаг по проведенной сделке

Дилер

Клиент

Источник дохода

Разница в рыночных ценах

Вознаграждение клиента по договору с ним

Влияние на процесс ры­ночного ценообразования

Прямое, непосредствен­ное (благодаря объявле­нию публичных котировок)

Опосредованное, наравне с другими участниками рынка

Иерархия взаимоотно­шений

Высший уровень торго­вого посредничества

Низший уровень торгово­го посредничества