logo
Новый учебник 18

Граждане, которые соответствуют вышеуказанным признакам, должны !обязательно! быть внесены сотрудником Отделения в «черный список клиентов (blc)».

Предотвращение мошенничества

При консультировании Клиента, сотруднику Отделения необходимо обращать особое внимание на то, как заявитель отвечает на задаваемые ему вопросы.

Мошенники в большинстве своем это хорошо организованные преступные сообщества, в которых существует разделение обязанностей. Среди них есть руководители, аналитики, штатные полевые сотрудники и.т.д. Мошенники это «белые воротнички» преступного бизнеса. Именно они и приходят в Банк. Этот бизнес направлен не на приобретение товаров, а на получение наличных денег. Особое внимание следует обращать на лиц возрастом до 25 лет, поскольку эта категория особенно часто оформляет кредитные договора либо с целью мошенничества, либо с целью последующей неоплаты.

Для выявление проблемных заёмщиков, с которыми в будущем у Банка могут возникнуть сложности в части исполнения такими Клиентами своих обязательств по возврату кредита и предотвращения случаев предоставления кредитов таким заёмщикам рекомендуем проводить проверку клиентов по следующим пунктам:

Этапы

Рекомендации

  1. Проверка внешности клиента

Если Клиент обращается с целью получения кредита, Агент должен обратить внимание на внешность клиента и не заводить заявку на кредит если:

    1. Физиологическое состояние заемщика: в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    2. Психологическое состояние и адекватность восприятия окружающей реальности: заемщик ведет себя неадекватно, вызывает впечатление неуравновешенного, душевнобольного человека (бегающие глаза, трясущиеся руки, нервное напряжение); путается в ответах, дает нечеткие ответы на поставленные вопросы.

    3. Лица, находившиеся в местах лишения свободы: наличие у Клиента татуировок: доллар; изображение рюмок, шприца; изображение кота; перстня, половины круга с расходящимися лучами (стилизованный рисунок восходящего солнца), могилы с крестом, и словами «п.о.с.т», «с.л.о.н.», «и.р.а.» и т.д.; использование характерной лексики (жаргона); язык жестов «ручная феня», при разговоре с клиентом выясняется, что клиент ранее судим, либо находился под следствием.

Внешний вид заемщика: одет неопрятно (мятая, грязная одежда); эффект «маскарада» – одежда явно не принадлежит человеку, а надета на него специально для обращения в банк; несоответствие одежды состоянию предоставляемых документам (паспорт имеет надрывы, потертости, перегибы и другие следы неаккуратного хранения и т.д.); неприятный запах; на теле, на лице, на руках, на других открытых частях тела присутствуют следы, лица с явно выраженными признаками маргинального характера.

  1. Если клиент женского пола

Необходимо при заполнении анкеты, обратить внимание, есть ли у клиента дети:

  • дети до 3-х лет. Если да, то необходимо уточнить у клиента «Находитесь ли Вы, на текущий момент в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет». Если ответ «Нет», то продолжение оформления,

  • Если ответ «Да», то дальнейшее заполнение анкеты прекращается.

  • ребенок/дети старше 3-х лет. Уточнить у клиента, планирует ли она в ближайшее время уходить в декретный отпуск. Полученный ответ отразить в комментариях.

3 ребенка и более. Необходимо посмотреть в анкете состоит ли клиент в браке. Если да, то продолжаем оформлять анкету, при условии что клиент не находиться в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Если клиент не состоит в браке – отказ.

  1. Наличие группы инвалидности

Выяснить у клиента: «Присвоены ли вам группы инвалидности 1,2 или 3?». Если клиент отвечает «ДА» - дальнейшее заполнение анкеты прекращается., если «Нет» - продолжаем оформление анкеты.

  1. Наличие официального трудоустройства

Необходимо уточнить у клиента «Место официального трудоустройства». Если у клиента нет официального трудоустройства – оформление анкеты невозможно.

  1. Целевое назначение кредита

ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо уточнить у клиента целевое назначение кредита: «Кредит Вам необходим для …?» (выбираем одну из перечисленных целей ниже):

  • Развитие бизнеса (пополнение оборотных средств, закупка товара для реализации, покупка оборудования для ФЛП и прочее)

  • Игровой бизнес

  • Ремонт торговых помещений (бизнес-помещений) и т.д.

  • Лечение (Кроме стоматологических услуг)

  • Перекредитование

  • Погашение долгов

  • Оплата коммунальных платежей

Если клиент на вопрос отвечает «ДА» - оформление кредита невозможно, так как НА ТАКИЕ ЦЕЛИ БАНК КРЕДИТЫ НЕ ВЫДАЕТ – оформление анкеты прекращается.

  1. Выяснение наличия кредитной истории

Выяснение наличия кредитной истории клиента осуществляется на основании ответов клиента на вопросы:

  • «Являетесь ли вы клиентом другого банка?»

  • «Пользовались ли ранее Вы услугами кредитования в других банках?». Если клиент отвечает «Да», то обязательно нужно уточнить какими кредитными продуктами клиент пользовался, какого Банка, были ли у клиента не своевременные оплаты по кредитам;

  • «Есть ли сейчас у Вас действующий кредит на текущий момент?». Если нет – указать в комментариях. Если да, то необходимо уточнить, в каком банке, и какая сумма ежемесячного платежа, с отображением полученной информации в комментариях. При расчете максимального лимита по кредиту учесть общую сумму ежемесячных выплат по действующим кредитам.