logo
1 - 40

39. Ipo на российском фондовом рынке: тенденции, проблемы и перспективы.

В буквальном переводе с английского IPO (Initial Public Offering) - первоначальное публичное предложение. IPO — это тип первичного размещения, которое происходит всякий

раз, когда компания продает новые акции. Вторичное размещение —

открытая продажа ранее выпущенных ценных бумаг. К IPO прибе-

гают компании, достигшие определенного этапа в процессе разви-

тия, которым требуется существенный приток финансов для под-

держания процесса развития и выхода на новый уровень. Первое российское IPO - размещение на бирже акций компании "РБК Информационные Системы", состоялось 18 апреля 2002 г. Интерес к этому сектору работы на фондовом рынке не ослабевает.

Процесс формирования цены на акции в рамках IPO состоит из трех этапов:

- определение ценового диапазона банками-организаторами;

- установление окончательной цены предложения;

- определение цены акции рынком на вторичных торгах.

Первое публичное размещение ценных бумаг в истории России

состоялось в 1996 г., и до 2004 г. IPO были редким событием. За

период с 1996 по 2003 г. IPO провели лишь шесть российских ком-

паний, и они привлекли таким образом около 700 млн долл.В ноябре

1996 г. осуществила размещение сотовая компания Вымпелком,

в сентябре 1999 г. — Голден Телеком, в июне 2000 г. — МТС.

По-настоящему массовым явлением IPO стали в 2005 г.: на фон-

довый рынок вышли 13 компаний, почти втрое больше, чем в пре-

дыдущем, — от крупнейших предприятий металлургии (НЛМК)

и ТЭК —Новатэка до небольшой агрофирмы Хлеб Алтая. Об-

щий объем привлеченных средств составил 4,5 млрд долл.

Наиболее крупными IPO 2007 г. стали банковские размещения

Сбербанка России и Внешторгбанка, проведенные с привлечением

физических лиц.

В начале 2008 г. более 80 российских

компаний заявили о готовности провести публичные размещения,

но многие из них были вынуждены скорректировать свои планы

и объявили о переносе сроков IPO на более благоприятный период

по состоянию на начало марта отложено IPO на 20 млрд долл.

Характерной

особенностью IPO российских компаний является преимуществен-

ная ориентация на зарубежные фондовые биржи. Федеральная служба по финансовым рынкам проводит политику, направленную на увеличение размещения акций на российских биржах. В январе 2006 г. ФСФР запретила эмитентам в ходе

IPO размещать за рубежом более 70% бумаг и упростила процедуру

IPO в России. Начиная с 1РО Роснефти в июле 2006 г. все IPO рос-

сийских компаний проводились в соответствии с правилом 30/70,

согласно которому минимум 30% акций российских компаний

должны размещаться на российских площадках.

Это дало определенные результаты: если в 2005 г. на Россию

приходилось 52% сделок с акциями местных компаний, то в 2006 г.

уже 61%.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4