48. Международные финансово-кредитные институты
Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.
Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.
К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.
Международный валютный фонд (МВФ). Как уже отмечалось в параграфе 21.2, этот орган международного валютного регулирования был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. Его устав (Статьи соглашения МВФ) вступил в силу в декабре 1945 г. В мае 1946 г., когда МВФ начал свою деятельность, в его составе насчитывалось 39 стран. В настоящее время в число его членов входит 183 страны мира.
МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами — членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран — членов МВФ.
МВФ является межправительственной валютно-финансовой организацией, членом которой может стать любая страна, но сроки и условия ее вступления определяются МВФ. Обязательные условия — уплата квоты в установленном размере, согласование режима валютных операций по международным торговым расчетам и предоставление информации об экономическом и валютном положении страны.
Размер подписной квоты (членского взноса) определяется экономическим значением страны в мировой торговле. При расчете квоты учитываются следующие макроэкономические показатели: ВНП, средний уровень золотовалютных резервов страны, международные поступления и платежи по текущим операциям. До 25 % квоты подлежат выплате в резервных валютах, а оставшуюся часть страна вносит в своей национальной валюте (обычно в форме простых векселей). Квоты пересматриваются каждые пять лет, и корректируются в зависимости от изменения экономического положения страны, а также исходя из достаточности имеющихся у МВФ ресурсов для решения его уставных задач. В настоящее время капитал МВФ составляет 212 млрд. СДР.
Величина квоты играет важную роль во взаимоотношениях страны с МВФ: от нее зависит количество голосов, которыми страна располагает в руководящих органах МВФ; ею определяется максимальная сумма финансирования, которую страна может получить от этой организации; пропорционально величине квот среди стран распределяются СДР.
Ресурсы. МВФ включают наряду с собственными ресурсами, которые являются главным источником финансирования стран-членов, и заемные средства. Потребность в займах появляется, когда спрос на ресурсы МВФ превышает имеющийся у него собственный капитал. Например, если возникают длительные и значительные по величине нарушения равновесия платежных балансов и для их устранения необходимо существенное временное увеличение финансирования со стороны МВФ. Считается, что в этом случае целесообразно не увеличивать квоты, а прибегнуть к займам — временному дополнению к собственным ресурсам МВФ.
МВФ обладает полномочиями определять источники, условия и методы своих займов, но до настоящего времени он осуществлял заимствования только у государственных структур (у стран-членов и их центральных банков). До середины 70-х годов XX в. МВФ получал займы почти исключительно в рамках Генеральных Соглашений о Заимствовании (ГСЗ). Они представляют собой кредитные линии, открытые 11 развитыми странами или их центральными банками и возобновляемые каждые пять лет. МВФ пользуется средствами этих кредитных линий по рыночным процентным ставкам в основном для предоставления крупных кредитов странам — участникам ГСЗ в целях стабилизации мировой валютной системы.
Затем фонд стал прибегать к займам и на двухсторонней основе, что позволило ему предоставлять значительные кредиты странам-членам, на платежные балансы которых особенно негативно повлияло повышение цен на нефть. В качестве кредиторов МВФ сначала выступили ряд стран из числа экспортеров нефти, а затем — некоторые развитые страны.
Срок большинства займов, получаемых МВФ, составляет от четырех до семи лет, что соответствует срокам погашения кредитов, получаемых членами этой организации за счет заемных ресурсов. Остальная часть заимствований МВФ осуществляется на сроки от одного до трех лет.
МВФ организован по принципу акционерного общества. Структура органов управления МВФ включает несколько уровней: 1) Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию; 2) Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет); 3) директор-распорядитель.
Совет управляющих является высшим руководящим органом МВФ. В него входят по одному управляющему и его заместителю от каждой страны-участницы, которые назначаются сроком на пять лет. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков, поэтому они уполномочены выступать от имени своих правительств. Обычно Совет управляющих собирается один раз в год для решения вопросов о приеме новых членов, утверждении или пересмотре квот, единообразных изменениях в паритете валют всех государств-членов и т.д. Многие свои функции Совет управляющих может передавать Совету директоров-исполнителей.
Временный комитет (Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24 управляющих МВФ — министров или других официальных лиц сопоставимого уровня и проводит заседания два раза в год. Он осуществляет руководство Советом директоров-исполнителей, представляет Совету управляющих доклады по вопросам регулирования международной валютной системы и ее; функционирования, а также о предложениях по внесению поправок в Статьи соглашения МВФ.
Комитет по развитию (Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) также состоит из 24 управляющих МБРР и МВФ и консультирует и информирует Советы управляющих этих двух организаций по вопросам развития и по всем аспектам передачи реальных ресурсов.
Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет) — постоянный руководящий орган МВФ. Он состоит из директора-распорядителя, который является председателем, и из 24 директоров-исполнителей, треть которых представляют отдельные страны, а остальные избираются сроком на два года остальными странами-членами. Количество голосов, имеющееся у каждого директора-исполнителя, определяется количеством голосов, приходящихся на страны, которые он представляет в Исполнительном совете. Однако обычно между членами совета достигается консенсус, что позволяет не проводить голосования. Исполнительный совет проводит заседания не реже трех раз в неделю; он отвечает за осуществление текущих операций МВФ, контролирует процесс реализации политики, которая была выработана правительствами стран-членов совместно с Советом управляющих.
Директор-распорядитель назначается Советом директоров-исполнителей сроком на пять лет с возможностью переизбрания на последующие сроки. Он возглавляет Исполнительный совет, управляет ежедневной деятельностью МВФ и является руководителем персонала этой организации. В МВФ работает свыше 2,5 тыс. человек из разных стран мира — экономисты, статистики, ученые, занимающиеся научной работой, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, вспомогательный персонал. Основная часть сотрудников находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне (США), незначительное количество — в отделениях в Париже, Женеве и Нью-Йорке или временно представляют МВФ в странах, являющихся его членами.
Основными направлениями деятельности МВФ являются: - надзор над мировой валютной системой; - создание ликвидных средств путем выпуска СДР; - финансирование (кредитование) членов МВФ; - разработка рекомендаций в области экономической политики и техническая помощь; - сбор и публикация статистики.
В соответствии со Статьями соглашения МВФ в обязанности фонда входит контроль над международной валютной системой и обеспечение ее эффективного функционирования. МВФ осуществляет надзор за мировой валютной системой, в частности, за политикой стран-членов в области валютного курса, и устанавливает конкретные принципы, которыми должны руководствоваться страны в отношении этой политики. МВФ должен определять реальную величину валютных курсов, давать объективную оценку экономической деятельности стран и доводить ее до сведения всех своих членов.
Осуществляя надзорные функции, МВФ проводит всесторонний анализ общего экономического положения страны и ее стратегии в области экономической политики. Позиция МВФ заключается в том, что последовательная и эффективная экономическая политика стран способствует стабилизации обменных курсов национальных валют и мировой валютной системы, обеспечивает экономический рост в мировом хозяйстве.
МВФ контролирует выполнение странами взятых ими обязательств в данной области. Эти обязательства включают проведение экономической и финансовой политики, способствующей экономическому росту и поддержанию адекватного уровня занятости при сохранении стабильности цен, а также отказ от манипулирования валютными курсами в целях предотвращения нарушений платежного баланса и получения неоправданных преимуществ одних членов перед другими.
Для осуществления надзора МВФ практикует периодические и специальные консультации. Периодические консультации проводятся со всеми странами-участницами ежегодно, в результате чего МВФ получает информацию о валютной политике и общем экономическом положении своих членов. Если та или иная страна оказалась в тяжелой экономической ситуации или возникло подозрение, что она осуществляет политику, наносящую ущерб другим странам, по решению директора-распорядителя может быть организована дополнительная консультация.
Периодические консультации проводит группа экспертов МВФ. Они собирают статистические данные по экспорту и импорту, уровню заработной платы, цен, занятости населения, конъюнктуре финансовых рынков, инвестициям, монетарным, финансовым и другим показателям, которые оказывают воздействие на формирование обменного курса валюты. Затем организуются дискуссии с высокопоставленными представителями государственных структур, целью которых является оценка экономической политики государства, а также изучение результативности мер, которые страна предпринимает для устранения ограничений на обмен своей валюты.
По итогам дискуссий эксперты МВФ готовят подробный доклад, который затем обсуждается на Исполнительном совете. По результатам обсуждения готовится заключение, которое передается правительству страны. В нем часто содержатся предложения фонда по повышению эффективности осуществляемой страной экономической политики.
Специальные консультации МВФ проводит с промышленно развитыми странами, занимающими лидирующее положение в мировой экономике, экономическая политика которых оказывает значительное воздействие на функционирование мирового хозяйства. Цель консультаций — оценить экономическую ситуацию в мире и перспективы экономического развития. Результаты этих обсуждений МВФ публикует в своих изданиях, чтобы государства могли скорректировать проводимую ими политику.
Создание ликвидных средств путем выпуска СДР должно содействовать стабильности мировой валютной системы и беспрепятственному осуществлению международных расчетов. МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в международном масштабе, то есть уровню и составу золотовалютных резервов стран-участниц. В связи с этим важной функцией МВФ является предоставление своим членам дополнительных ликвидных средств за счет распределения СДР, эмитируемых для удовлетворения долгосрочной потребности в дополнительных международных резервных активах. В соответствии со своим уставом МВФ должен способствовать тому, чтобы СДР стали основным резервным активом мировой валютной системы.
Коллективная валюта СДР выполняет функции резервного актива наряду с золотом и резервными национальными валютами. Это официальный актив, право владения которым, и его использования есть только у МВФ, его членов и установленных официальных участников58. Коммерческие банки создают так называемые "частные СДР", но последние являются не официальным резервным активом, а финансовыми инструментами, выраженными в СДР.
МВФ распределяет СДР между странами-участницами в количествах, пропорциональных их квотам. Определение общего необходимого количества СДР в мировой валютной системе и увеличение этого количества — вопросы исключительно компетенции МВФ. Решения о распределении СДР принимаются на периоды продолжительностью до пяти лет и учитывают долгосрочную потребность мировой экономики в пополнении существующих резервных активов для предотвращения, как экономического застоя, так и избыточного спроса и инфляции. Предложение о новом распределении СДР вносится директором-распорядителем МВФ с согласия Исполнительного совета и утверждается Советом управляющих.
Распределение СДР проводилось в 1970—1972 и 1979—1981 гг., общая эмиссия за эти периоды составила 21,4 млрд. Вследствие сравнительно небольшого объема распределения доля СДР в общем объеме мировых резервов составляет всего около 2 %. В 1997 г. была принята поправка в Статьи соглашения, согласно которой МВФ может осуществить специальный дополнительный выпуск СДР на сумму 21,4 млрд. с целью обеспечения этим резервным активом стран, которые были приняты в МВФ после 1981 г.
Финансирование (кредитование) членов МВФ — особое направление деятельности фонда. МВФ не является банком и посредником между вкладчиками и покупателями средств, поэтому все страны-члены имеют право на получение от него помощи, независимо от их кредитоспособности. МВФ предоставляет финансирование своим членам главным образом для того, чтобы они могли преодолеть несбалансированность платежного баланса, не прибегая к торговым и платежным ограничениям. При этом соблюдается требование равного доступа стран к ресурсам МВФ. Получение кредитов фонда способствует дополнительному привлечению в страну частных и государственных инвестиций.
Для использования любых ресурсов МВФ страна должна представить аргументированное обоснование потребности в финансировании своего платежного баланса. В качестве критериев, определяющих необходимость финансирования, МВФ использует состояние платежного баланса страны, сальдо ее международных резервов и динамику резервной позиции страны. Учитывается также эффективность мер, принятых страной для ликвидации причин неравновесия платежного баланса.
После того как необходимость финансирования дефицита платежного баланса установлена, МВФ устанавливает, сможет ли страна выполнить свои обязательства по погашению задолженности. Определенной гарантией возврата является проведение страной соответствующей экономической политики (выполнение программы стабилизации).
МВФ предоставляет финансовые ресурсы своим членам на условиях, которые должны стимулировать принятие страной мер, направленных на экономическую стабилизацию, а значит, обеспечивающих возврат средств фонду (уменьшение дефицита платежного баланса до управляемой величины, обеспечение экономического роста, повышение занятости и финансовая стабильность; шаги по структурной перестройке экономики). При этом ожидается, что в решении структурных проблем и оздоровлении платежного баланса финансирование и стабилизационные меры будут дополнять друг друга.
Финансовые ресурсы МВФ могут поступать в распоряжение его членов в рамках целого ряда подходов и механизмов, различающихся главным образом по видам проблем финансирования дефицита платежного баланса, на решение которых они направлены, а также по содержанию выдвигаемых МВФ условий.
Обычные механизмы финансирования используются МВФ для решения проблем платежного баланса государства-заемщика в целом. Специальные механизмы предназначены для предоставления членам МВФ помощи в случаях возникновения у них особых проблем при финансировании своего платежного баланса. Эта помощь носит дополнительный характер, то есть ее использование не оказывает влияния на суммы заимствований, которые страна имеет право получить из своей резервной доли или кредитных долей. Однако для решения одной и той же проблемы, связанной с финансированием платежного баланса, страна имеет право получить средства только по одному из механизмов финансирования.
Механизмы финансирования на льготных условиях были разработаны в целях оказания сравнительно долгосрочной помощи развивающимся странам с низким доходом на душу населения. Для предоставления такой помощи используются не общие ресурсы МВФ, а созданные им альтернативные источники средств (специальные фонды).
МВФ предоставляет свои рекомендации по экономической политике и техническую помощь странам в определенных специализированных областях, входящих в его компетенцию. Этими областями являются разработка и реализация бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, формирование организационно-правовых структур (в частности, создание центральных банков, казначейств, налоговых и таможенных органов), аудиторская деятельность, организация бухгалтерского учета, сбор и составление официальной статистики. Помощь оказывается в случаях, когда страна в связи с отсутствием подготовленных кадров обращается в МВФ с просьбой прислать специалистов для передачи необходимых знаний и подготовки кадров.
Необходимость в такой помощи была особенно велика в 60—70-е годы XX в., когда многие страны обрели независимость, и в 90-е годы, когда страны Восточной Европы и республики СНГ стали проводить рыночные реформы.
Для оказания помощи в подготовке квалифицированных кадров в 1964 г. в Вашингтоне был основан Институт МВФ, в котором проходят обучение служащие стран-участниц, чья работа тесно связана с деятельностью МВФ. Помощь в подготовке кадров содействует международной стандартизации методов сбора и предоставления валютной и финансовой статистики, а также статистических данных о платежном балансе.
Своими рекомендациями по экономической политике и технической помощью МВФ способствует улучшению управления экономикой в странах-участницах. В частности, он содействует повышению подотчетности государственного сектора (прозрачности финансовых операций госбюджета, центрального банка и государственного сектора в целом), ограничению возможностей для произвола в принятии решений, усилению борьбы с коррупцией. С этой же целью МВФ выступает за либерализацию ценообразования, снятие валютных и торговых ограничений, отказ от прямого распределения кредитов, контроль за расходами и т.д. Повышение подотчетности государственного сектора увеличивает доверие к нему со стороны частного сектора, что необходимо для устойчивого экономического роста.
Значительная часть технической помощи предоставляется консультационными миссиями. Кроме того, для содействия в выполнении рекомендаций по проведению реформ в той или иной стране МВФ командирует туда своих специалистов на срок от шести месяцев до двух лет. Техническая помощь осуществляется безвозмездно, за счет собственных средств МВФ, а также в рамках договоренностей по Программе развития ООН, со Всемирным банком, с Европейским союзом и другими донорами.
В последние годы спрос на техническую помощь МВФ очень высок. Увеличиваются масштабы, сложность и сроки проектов технической помощи. Укрепляется мнение, что своевременное предоставление эффективной технической помощи — один из важнейших факторов успеха осуществляемых странами стабилизационных программ. В связи с этим рекомендации в области экономической политики и техническая помощь, наряду с надзором, а также с разработкой и финансированием программ стабилизации, рассматриваются в качестве важных направлений деятельности МВФ.
Фонд занимается также сбором и публикацией статистики своих стран-членов. Предоставление статистических данных — обязательное условие конструктивного сотрудничества каждой страны с этой организацией. Поскольку МВФ имеет доступ к статистике большинства стран мира, он располагает сведениями, характеризующими состояние государственных финансов, денежной, кредитной и валютной систем, платежного баланса, развития реального сектора экономики каждой страны, а также другими данными. Все это позволяет сделать имеющуюся информацию доступной мировому сообществу.
МВФ публикует материалы, содержащие информацию о финансовом положении стран—членов МВФ, отчеты и другие документы; выпускает периодические издания (статистические бюллетени и т.д.), экономические и финансовые обзоры и др.
Наряду с публикациями статистического характера МВФ издает серию брошюр, разъясняющих его политику и программы; выпускает журнал, в котором публикуются результаты фундаментальных исследований; печатает книги по правовым, институциональным и экономическим аспектам функционирования мировой валютной системы.
Всемирный банк (ВБ). Этот банк является специализированным учреждением ООН, деятельность которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также призвана содействовать устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. ВБ оказывает помощь этим странам в таких областях, где трудно получить финансирование за счет других источников. В частности, это касается развития сельского хозяйства, защиты окружающей среды, улучшения образования и здравоохранения, увеличения производства электроэнергии, расширения сетей связи и т.д.
Различают Группу Всемирного банка и Всемирный банк. Группа Всемирного банка состоит из ряда тесно связанных между собой межправительственных финансово-кредитных организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (MAP), Международной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МБРР и его дочернее предприятие MAP образуют Всемирный банк.
ВБ является крупнейшим в мире инвестиционным институтом, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в отличие от других банков, ВБ также консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в реструктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран.
Всемирный банк, как и МВФ, был создан в 1944 г. решением Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции. Общей целью этих институтов является содействие стабильному развитию мировой экономики. Их деятельность является взаимодополняющей. Банк предоставляет в основном среднесрочные и долгосрочные кредиты для помощи странам в создании долгосрочных условий экономического роста и повышении жизненного уровня. Он сотрудничает с МВФ по многим направлениям, причем в последнее время это сотрудничество становится все более тесным.
Правом членства в ВБ обладают только страны, являющиеся членами МВФ. Каждая страна—член ВБ вносит свой вклад в капитал ВБ, при этом ее доля в капитале банка зависит от величины ее квоты в МВФ.
Органы управления ВВ представлены Советом управляющих, Советом исполнительных директоров и его председателем. Высшее руководящее звено ВБ — Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран, являющихся его членами (обычно это высокопоставленные чиновники правительств). Совет управляющих собирается один раз в год для решения стратегических вопросов, связанных с деятельностью банка: о вступлении в банк новых членов и определении условий их вступления, о временном приостановлении членства страны в банке или об изменении акционерного капитала.
Управление повседневной деятельностью ВБ и решение текущих вопросов осуществляет Совет исполнительных директоров, состоящий из 24 членов. Исполнительные директора проводят заседания обычно два раза в неделю для утверждения займов и гарантий банка, новых стратегий сотрудничества со странами и рассмотрения других вопросов, связанных с деятельностью банка.
Председателем Совета исполнительных директоров является президент Группы Всемирного банка, который избирается сроком на пять лет с возможностью переизбрания. Президент председательствует на заседаниях Совета исполнительных директоров и несет ответственность за общее руководство деятельностью ВБ.
Управление деятельностью Всемирного банка осуществляет также Комитет по развитию — совместный орган ВБ и МВФ.
Основными направлениями деятельности Группы Всемирного банка являются: - предоставление займов странам-членам, стратегия рыночных реформ которых соответствует критериям ВБ; - совместное финансирование, в процессе которого для поддержания конкретных проектов или программ ВБ его средства объединяются со средствами других кредиторов и доноров. В качестве партнеров ВБ в соглашениях по совместному финансированию выступают правительства государств, правительственные и другие многосторонние финансовые учреждения, организации, предоставляющие экспортные кредиты, коммерческие банки, другие частные кредитно-финансовые учреждения местное финансирование может быть объединенным и параллельным. При объединенном финансировании все затраты по проекту распределяются между партнерами пропорционально, согласно предварительной договоренности. При параллельном финансировании ВБ и его партнеры финансируют различные части проекта самостоятельно; - предоставление грантов, то есть безвозмездной финансовой помощи ВБ идущей на реализацию проектов, имеющих особо важное значение для экономики стран, а также на проведение операций по снижению задолженности беднейших членов банка; технической помощи получателям кредитов и т.д. При грантовой поддержке используются средства трастовых фондов, которыми ВБ управляет по поручению доноров, делающих взносы в эти фонды; - предоставление гарантий частным кредиторам для реализации проектов в странах—членах банка. Эти гарантии применяются для снижения рисков, которые частные инвесторы не готовы принять при осуществлении кредитования. К рискам, которые покрываются гарантиями ВБ, обычно относятся экспроприации, войны, революции и гражданские волнения, нарушение контрактов правительством, невозможность перевода денежных средств и т.д.; - оказание технической помощи своим членам, которая включает консультации, экспертизы, исследования состояния экономики стран (отдельных ее секторов) и подготовку соответствующих отчетов, обучение национальных кадров, семинары и конференции.
Одним из главных направлений деятельности Группы Всемирного банка является предоставление займов.
При предоставлении займов ВБ оказывает помощь в определении целей и подготовке проектов, но основную ответственность за их разработку несет заемщик. По окончании подготовки проекта и после его оценки с заемщиком проводятся официальные переговоры, которые завершаются заключением юридического соглашения. В это соглашение обычно включаются: финансовые условия и требования; таблица с указанием статей расходов, подлежащих финансированию банком; планируемые методы закупок; договоренности о контроле за осуществлением проекта, о проведении аудиторских проверок, об организационных изменениях и другие пункты, требующие особого внимания.
Решение о предоставлении займа утверждается исполнительными директорами ВБ, которым руководство банка по завершении переговоров предоставляет доклад о предполагаемом займе. После утверждения происходит подписание документов о предоставлении займа.
Заемщик отвечает за осуществление проекта и в установленные сроки информирует ВБ о ходе реализации финансируемых мероприятий. Со своей стороны ВБ контролирует исполнение, проводит регулярный анализ целевого расходования средств. После завершения проекта оцениваются полученные результаты с целью определения эффективности предоставленной помощи. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это основной институт Всемирного банка. Он построен по принципу акционерного общества, его уставный капитал образуется путем подписки стран-членов (которые являются одновременно членами МВФ). Однако основную часть используемых им ресурсов банк привлекает с помощью займов на международных рынках ссудных капиталов, выпуская и размещая свои облигации.
МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки. Заемщиками МБРР выступают правительства, а также правительственные организации и частные предприятия (при условии гарантий со стороны правительства по возврату средств). Займы МБРР предоставляются, как правило, на сроки 12—20 лет, при этом льготный период (отсрочка платежа) составляет 3—5 лет. Уровень процентных ставок по займам зависит от стоимости привлеченных банком ресурсов, а предельная маржа не превышает 0,5 %.
Кредит, выдаваемый МБРР, обычно покрывает около 30 % стоимости финансируемого проекта, причем эти средства предназначены, прежде всего, на покрытие валютных расходов, так как развивающиеся страны, как правило, испытывают острый недостаток иностранной валюты. Остальная часть финансирования проекта должна осуществляться за счет национальных финансовых ресурсов.
В настоящее время МБРР предоставляет займы трех видов: - займы, на основе валютного пула — многовалютные долговые обязательства, принимаемые в долларовом эквиваленте. Обязательства каждого заемщика по займу представляют собой долю в валютном пуле и имеют такой же валютный состав, как и все другие займы на основе валютного пула. Ставка ссудного процента по этим займам является переменной; - одновалютные займы по ставке ЛИБОР — займы, которые выдаются и погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро). Ставка ссудного процента по этим займам является переменной; - одновалютные займы с фиксированной процентной ставкой, которые выдаются и погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро).
Международная ассоциация развития (MAP). Это дочернее предприятие МБРР, созданное в 1960 г. У них общий штат сотрудников, президент МБРР является одновременно президентом MAP. Деятельность обоих институтов направлена на кредитование проектов развития, однако различаются порядок формирования ресурсов и условия предоставления займов.
Ресурсы MAP формируются за счет переводов из прибыли МБРР, взносов промышленно развитых стран (пополнение средств осуществляется, как правило, каждые три года), а также возвращенных кредитов.
На получение ссуд MAP имеют право беднейшие и наименее кредитоспособные страны с очень низким уровнем дохода — большинство кредитов выдается странам с годовым доходом на душу населения в среднем 800 USD.
Кредиты MAP предоставляются только правительствам государств — членов MAP, их срок составляет 35—40 лет, а погашение начинается по истечении 10-летнего льготного периода. Кредиты выдаются в национальной валюте кредитуемого государства. Проценты по этим кредитам не выплачиваются, взимается только комиссия на покрытие административных расходов.
Проекты, которые кредитуются за счет ресурсов MAP, должны соответствовать тем же стандартам, что и проекты, финансируемые МБРР. Каждый кредитуемый проект проходит политико-экономическую экспертизу, целью которой является наиболее эффективное использование выделенных средств.
Международная финансовая корпорация (МФК). Эта организация создана в 1956 г. в целях содействия экономическому росту в странах-участницах путем стимулирования развития предпринимательства в производственной сфере. Основное внимание в ее деятельности уделяется поддержке частного предпринимательства и стимулированию притока частных иностранных инвестиций в кредитуемые страны.
Ресурсы МФК формируются главным образом за счет взносов государств-членов в уставный капитал, кредитов МБРР, отчислений от прибылей, средств возвращенных кредитов, а также займов на международных финансовых рынках.
Для развития частного предпринимательства МФК осуществляет: - финансирование частного сектора путем предоставления займов и инвестирования средств в акционерный капитал частных предприятий. При этом МФК привлекает к финансированию частных инвесторов, в том числе нерезидентов, играя роль катализатора, то есть демонстрируя прибыльность инвестиций в кредитуемых странах; - управление рисками частных компаний посредством проведения операций СВОП, связанных с валютными курсами и процентными ставками, а также использования механизмов хеджирования; - техническую помощь и консультирование правительств и руководителей частных предприятий по вопросам реструктуризации, приватизации, прямых иностранных инвестиций, разработки планов предпринимательской деятельности, подготовки и оценки проектов, мобилизации ресурсов для финансирования проектов и т.д.
МФК не требует правительственных гарантий при предоставлении кредитов, поэтому кредитует только высокорентабельные предприятия. Кредиты МФК обычно покрывают не более 25 % стоимости проектов, их срок составляет в среднем 7—8 лет, по ним заемщиками выплачивается рыночная процентная ставка.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. в целях содействия иностранным инвестициям на производственные цели в развивающиеся страны путем страхования от некоммерческих рисков.
МАГИ помогает стране сформировать благоприятный инвестиционный климат и страхует инвесторов от таких некоммерческих рисков, как: невозможность конвертирования местной валюты в иностранную для ее перевода из страны; экспроприация правительством страны инвестированных средств; войны и политические перевороты; отказ правительства страны от выполнения обязательств по контракту.
Источником финансирования МАГИ является его капитал, сформированный из взносов стран-участниц.
МАГИ предоставляет гарантии инвесторам, вкладывающим средства в страны, являющиеся его членами. Срок гарантий — 15—20 лет, они покрывают до 90 % общего объема инвестиций. МАГИ также осуществляет операции по совместному страхованию и перестрахованию, при этом агентство дополняет национальные системы страхования и координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.
Наряду с гарантиями и страхованием МАГИ оказывает техническую помощь и проводит консультирование, содействуя развивающимся странам в их усилиях по привлечению иностранных инвестиций. В этих же целях проводятся встречи между правительствами и потенциальными инвесторами, учебные семинары, организуются ознакомительные поездки.
Кроме того, МАГИ предоставляет рекламные услуги по распространению информации об инвестиционных возможностях и создании условий для содействия инвестированию в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Создан в 1966 г. и с тех пор выполняет функции международного арбитра по урегулированию споров между иностранными инвесторами и странами-заемщиками.
Для этого МЦУИС осуществляет согласования или арбитражные разбирательства между сторонами. В настоящее время положение об обращении по спорным вопросам в МЦУИС является стандартным пунктом международных инвестиционных соглашений и договоров.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В 1990 г. 40 стран, а также ЕЭС (в настоящее время ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учредили ЕБРР. Акционерами этого международного финансово-кредитного института могут быть как европейские, так и неевропейские государства, являющиеся членами МВФ. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран, включая все европейские страны, а также ЕС и ЕИБ. Штаб-квартира банка расположена в Лондоне, во многих странах у него имеются представительства, которые занимаются координацией деятельности на местах.
Целями деятельности ЕБРР являются содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики и поддержка развития частного предпринимательства в государствах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.
Для реализации этих целей ЕБРР поддерживает страны-участницы в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, в том числе при осуществлении демонополизации, децентрализации и приватизации; содействует мобилизации национального капитала и привлечению иностранного; осуществляет инвестиции в производство для создания конкурентной среды, повышения производительности труда и улучшения качества жизни; стимулирует развитие рынков капитала и т.д.
Органы управления ЕБРР — это Совет управляющих, Совет директоров и президент банка. Руководящим органом банка является Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и его заместителю от каждой страны. Совет управляющих собирается один раз в год, чтобы решать вопросы, имеющие стратегическое значение для функционирования банка.
Главным исполнительным органом ЕБРР является Совет директоров (Директорат), включающий 23 члена, которые переизбираются каждые три года. Совет директоров осуществляет руководство текущей деятельностью ЕБРР, а также исполняет полномочия, делегированные ему Советом управляющих. Каждый член Совета директоров располагает количеством голосов, равным количеству подписных акций в акционерном капитале банка.
Президент ЕБРР избирается Советом управляющих сроком на четыре года, он председательствует на Совете директоров и управляет текущей деятельностью банка.
Ресурсы ЕБРР формируются за счет уставного капитала, заемных (привлеченных) средств и средств, полученных в счет погашения займов или по гарантиям. Кроме того, для инвестиционной поддержки социально важных низкорентабельных отраслей и оказания технической помощи ЕБРР образует специальные фонды, ресурсы которых формируются за счет добровольных взносов доноров.
Акционерный капитал банка составляет 20 млрд. евро. Наибольшие доли в нем принадлежат промышленно развитым странам — США (10 % капитала), а также Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии (по 8,5 %). Доля европейских стран — членов Европейского сообщества, самого ЕС и ЕИБ в совокупности составляет 51 %, страны Центральной и Восточной Европы имеют квоту в размере 13 %.
Основные направления деятельности ЕБРР включают: - прямое финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов. Инструментами такого финансирования являются кредиты ЕБРР частным и приватизируемым предприятиям, инвестирование в акционерные капиталы предприятий или гарантирование размещения их акций, а также предоставление гарантий; - финансирование с помощью посредников, которое может осуществляться в следующих формах: среднесрочное и долгосрочное кредитование финансовых посредников в виде кредитных линий; софинансирование проектов совместно с местными и иностранными банками; участие в капитале инвестиционных фондов, которые вкладывают средства в частные предприятия; выдача гарантий частичной оплаты внешнеторговых сделок, в которых участвуют местные банки и оплата которых осуществляется с помощью аккредитива; долгосрочное кредитование правительств, которые направляют полученные средства через коммерческие или инвестиционные банки на финансирование развития малых и средних предприятий; - консультационное обслуживание и техническую помощь. Все проекты и программы, кредитуемые банком, должны иметь техническое, экономическое, финансовое, юридическое и экологическое обоснование. ЕБРР оказывает заемщикам необходимую консультационную и техническую помощь и для этих целей вправе запрашивать на безвозмездной основе средства у большинства своих акционеров или доноров
ЕБРР обязан не менее 60 % своих ресурсов использовать для кредитования частного сектора — частных фирм и приватизируемых государственных предприятий, а также совместных предприятий. Приоритетными направлениями кредитования являются приватизация и структурные реформы, финансовая система, энергетика (включая безопасность атомных реакторов), телекоммуникации, транспорт, экологическая инфраструктура, сельское хозяйство, природные ресурсы и туризм.
Для получения кредитов коммерческие предприятия или посредники, уполномоченные действовать от их имени, должны направлять запросы непосредственно в ЕБРР. Рекомендуется обращаться в банк на начальном этапе работы над проектом, чтобы получить необходимые консультации. Потенциальные заемщики должны представить максимально подробные сведения о своих акционерах, деятельности и о проекте. Если предлагаемый проект соответствует стратегии деятельности банка, то вначале утверждают его концепцию, затем проводят оценку и экспертизу. Последний этап — утверждение самого проекта. При этом обязательно обеспечивается реализация приоритетов экологической политики банка.
Сроки кредитов ЕБРР обычно составляют 5—10 лет, минимальная сумма кредита — 5 млн. евро. Но банк может выдать кредит и на меньшую сумму, если проект имеет важное значение для страны. Кредитование производится в любой свободно конвертируемой валюте, на практике — главным образом в долларах США и евро. Финансирование проекта составляет не более 35 % его стоимости. Погашение основной суммы кредита обычно происходит равными частями каждые полгода.
ЕБРР функционирует на коммерческой основе и предоставляет свои кредиты по рыночным ставкам, учитывающим риски. При кредитовании коммерческих предприятий банк, как правило, не требует правительственных гарантий возврата средств, однако в этих случаях обычно применяется залоговое обеспечение кредита активами проекта (например, закладной на основные фонды, закладной на движимое имущество и т.д.). Ставка по кредитам может быть плавающей и фиксированной, а также использоваться в сочетании с различными инструментами хеджирования.
Софинансирование проектов осуществляется в форме совместного финансирования, параллельного финансирования, синдицированного кредита и синдицированного участия. В последнем случае ЕБРР продает участие в кредите другому банку или банкам, и, хотя продолжает нести обязательство за всю сумму кредита, часть этого обязательства финансируется покупателями долей участия.
Банк международных расчетов (БМР). Создан в 1930 г. и является старейшим международным финансово-кредитным институтом, деятельность которого направлена на развитие международного сотрудничества в сфере валютных отношений. Учредителями МБР выступили Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония. В настоящее время его членами являются 34 государства. Месторасположение БМР — Базель (Швейцария).
Основными целями деятельности МБР являются содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций, а также выполнение функций доверенного лица или агента при проведении международных расчетов его членов.
Органами управления МБР являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, президент банка и администрация. Общее собрание акционеров созывается ежегодно и состоит из представителей центральных банков стран-членов. Голоса акционеров распределяются пропорционально количеству подписных акций, выделенных центральному банку каждой страны.
Заседания Совета директоров МБР проводятся не реже 10 раз в год. Совет директоров назначает президента банка, который контролирует деятельность администрации.
Ресурсы МБР формируются за счет акционерного капитала и привлеченных средств. Акционерный капитал банка принадлежит центральным банкам стран-членов (свыше 80 %) и частным акционерам. Акции МБР дают всем акционерам равные права на получение дивидендов, но частные акционеры, как правило, не имеют права голоса или представительства на общих собраниях. Привлеченные ресурсы МБР формируются по большей части за счет краткосрочных вкладов центральных банков.
МБР был создан как международный банк центральных банков, которые являются одновременно его учредителями и клиентами. Операции с коммерческими и другими банками, а также с частными лицами МБР может осуществлять только с согласия центрального банка той страны, резидентами которой являются потенциальные клиенты. Согласно уставу банка его операции должны соответствовать валютной политике стран, участвующих в этих операциях.
Основные направления деятельности МБР включают: - проведение банковских операций — депозитных, ссудных, валютных, фондовых и др. В частности, БМР совершает операции по приему средств центральных банков на текущие счета и во вклады; по приему во вклады средств правительств — на основании соглашений, в которых он выступает доверенным лицом; операции купли-продажи и хранение золота (за собственный счет и за счет центральных банков); операции купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг, за исключением акций (за собственный счет и за счет центральных банков); операции по краткосрочному финансированию центральных банков и т.д.; - выполнение роли координационного центра валютной и кредитной политики стран-членов. В процессе деятельности БМР происходят регулярные встречи управляющих центральных банков, которые обсуждают ситуацию в валютно-кредитной сфере и другие вопросы, представляющие общий интерес, а также могут вырабатывать совместные решения по координации своей валютной и кредитной политики и проведению интервенций на валютных рынках; - контроль за международной банковской деятельностью, которая не подпадает под национальное законодательство ни одной из стран. Деятельность БМР по выработке правил проведения международных банковских операций привела к созданию Базельского комитета по банковскому надзору, который является форумом для обсуждения специфических проблем надзора, осуществляет координацию распределения надзорных полномочий между национальными ведомствами в отношении иностранных филиалов банков, занимается вопросами укрепления надежности и стабильности международной банковской системы; - выполнение роли информационно-исследовательского центра, в частности, содействие выработке теоретических основ функционирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений, помощь в решении вопросов прикладного характера, касающихся развития международного банковского дела, организации систем управления в центральных банках и других вопросов, представляющих интерес для центральных банков. Годовые отчеты и квартальные бюллетени БМР считаются одними из лучших статистических источников и аналитических изданий в мире; - выполнение функций агента для системы клиринга и расчетов в евро, при проведении операций ОЭСР, Европейского центрального банка и т.д.; - техническая помощь центральным банкам стран с переходной экономикой, обучение банковских работников этих стран.
Региональные банки развития Азии, Америки и Африки были учреждены в 60-е годы XX в. после распада колониальной системы. Причинами их образования послужили изменение роли развивающихся стран в связи с обретением ими политической независимости и необходимость коллективного решения национальных и региональных проблем развития.
В число региональных банков развития входят Азиатский банк развития, Американский банк развития, Африканский банк развития, Исламский банк развития, Карибский банк развития, Восточноафриканский банк развития, Банк развития государств Центральной Африки и др.
Членами региональных банков развития являются как государства региона, так и нерегиональные государства, в том числе промышленно развитые. Развитые страны составляют примерно треть членов региональных банков развития, им принадлежит значительная часть уставных капиталов, что дает возможность этим странам оказывать достаточно сильное воздействие на деятельность банков.
Целями деятельности региональных банков являются содействие экономическому развитию, сотрудничеству и социальному прогрессу стран региона, снижение уровня задолженности и нищеты, улучшение положения женщин, поддержка развития частного сектора, обеспечение рационального природопользования.
Ресурсы региональных банков развития состоят из уставных капиталов, средств, привлекаемых путем заимствований на международных рынках капиталов, а также средств специальных фондов, созданных в основном за счет взносов стран — членов банков для льготного кредитования и оказания технической помощи.
Операции банков направлены на финансовую поддержку всех направлений экономического развития, но приоритетным является финансирование развития экономической и социальной инфраструктуры (энергетики, транспорта, коммуникаций, городского хозяйства и т.д.), а также сельского хозяйства. Довольно существенная часть ресурсов банков направляется на кредитование промышленности.
Основные направления деятельности региональных банков: - предоставление займов и вложение собственных средств в инвестиционные программы и проекты развития; организация финансирования проектов совместно с государственными, коммерческими и экспортно-импортными организациями. При этом используются различные методы кредитования: займы для финансирования конкретных проектов, займы для проведения отраслевой и структурной перестройки, реабилитационные займы, кредитные линии и т.д.; - стимулирование увеличения государственных и частных инвестиций на цели развития в экономику стран-членов; - консультирование и предоставление технической помощи в подготовке национальных и региональных программ и проектов развития, а также в осуществлении этих программ и проектов. Банки оказывают техническую помощь в виде консультаций экспертов, проводят семинары и практикумы для организаций — исполнителей проектов.
- 1.Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег.
- 2. Этапы развития денежных отношений.
- 3. Сущность и функции денег.
- 4. Виды денег и их особенности.
- 5. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики
- 6. Особенности проявления роли денег в разных моделях экономики
- 7. Доклады
- 8.Денежная система страны: понятие, генезис развития и ее элементы
- 9. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения. Выпуск денег в хозяйственный оборот.
- 10. Разновидности системы металлического денежного обращения: биметаллизм и монометаллизм
- Типы денежных систем
- 11. Денежная система и её элементы
- 12. Денежная система России
- 13.Денежные системы зарубежных стран.
- 14. Денежное обращение
- 15. Денежный оборот и его структура.
- 16. Законы денежного обращения и методы гос регулирования денежного оборота
- 17. Денежные агрегаты
- 20. Общие положения организации безналичных расчетов в рф и система безналичных расчетов.
- 21. Виды межбанковских расчетов Межбанковские расчеты и их организация
- 22. Инфляция. Сущность и факторы инфляции
- 24. Валюта, понятие и виды
- 25. Валютный курс и его роль в экономике.
- 26. Бреттон-вудская мировая валютная система. Период формирования. Основные положения.
- 27. Ямайская мировая валютная система. Период формирования. Основные положения.
- 28. Расчетный баланс и его отличие от платежного баланса
- 29. Международные финансовые и кредитные институты. Тоже самое что и 48 вопрос.
- 30. Необходимость и сущность кредита.
- 31. Основные этапы развития кредитных отношений
- 32. Функции и законы кредита.
- 33. Формы и виды кредита.
- 34.Принципы и функции кредита Функции кредита
- Принципы кредитования
- 35. Роль и границы кредита.
- 36. Ссудный процент и его роль
- Классификация форм ссудного процента
- 37. Экономическая основа формирования уровня ссудного процента. Границы ссудного процента и источники его уплаты.
- Границы ссудного процента и источники его уплаты
- 38. Взаимодействие кредита и денег.
- 39. Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики.
- 40. Понятие банковской системы, ее элементы.
- 41. Виды банков и их функции
- 42. Признаки банковской системы
- 43. Центральные банки и основы их деятельности характеристика центральных банков
- 44. Задачи и функции центральных банков
- 45. Основы денежно-кредитной политики
- 46. Оценка деятельности коммерческих банков
- Услуги коммерческих банков
- Активные операции коммерческих банков
- 47. Особенности банковской системы великобритании
- Особенности банковской системы германии
- Особенности банковской системы сша
- Особенности банковской системы японии
- Особенности банковской системы швейцарии
- 48. Международные финансово-кредитные институты
- 49. История становления Банка России
- 50. Современная банковская система рф