logo
zf1153 / Дисциплины / Рынок ценных бумаг / Контр

2. Вопрос

Государственное регулирование Российского РЦБ

На Российском pынкe ц.б. государство выступает в качестве:

Система государственного регулирования РЦБ включает:

  1. государственные и иные нормативные акты;

  2. государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком можно разделить на:

  1. прямое;

  2. косвенное или экономическое.

Прямое осуществляется следующим путем:

Косвенное управление осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

Основные законодательные акты, которые регулируют РЦБ:

        1. Гражданский кодекс РФ, 1 и 2 части (1995-1996);

  1. Закон «О банках и банковской деятельности» 2.12.1990г;

  2. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 3.07.1991г;

  3. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» 20.02.1992г;

  4. Закон «О валютном регулировании валютном контроле» 14.07.1992г;

  5. Закон «О государственном внутреннем долге РФ» 1992г;

  6. Закон «О Центральном банке РФ» 1995г;

  7. Закон об акционерных обществах 1996г;

  8. Закон о рынке ц/б 22 апреля 1996г;

  9. Указы Президента по развитию РЦБ с 1992г;

  1. Постановление Правительства РФ.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.

Во-первых, существует определенная процедура выпуска ц/б. Различают открытую и закрытую подписку или размещение ц/б. При открытой или закрытой подписке, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также когда общий объем эмиссии превышает 50000 минимальных месячных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ или уполномоченном им органе проспекта эмиссии ценных бумаг.

Проспект эмиссии – это документ в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ц/б. Ценные бумаги могут реализовываться инвесторам только после регистрации проспекта эмиссии. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ц/б в ФКЦБ или уполномоченный ею орган, а также владельцам ц/б эмитента по их требованию.

Во-вторых, в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ц/б. Так, инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными ц/б, если он приобрел 20% и более ц/б одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг.

Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ц/б одного эмитента, если количество ц/б по операции составило не менее 15% от их общего количества.

На рынке ц/б инвесторы могут быть связаны между собой общим интересом и действовать в ущерб другим вкладчикам. Чтобы держать их в поле зрения и определенным образом контролировать, законодательство вводит понятие аффилированного лица, ему должны принадлежать 20% голосующих акций АО. Аффилированные лица обязаны уведомлять АО о количестве и категориях принадлежащих им акциях не позднее 10 дней с даты их приобретения.

В-третьих, осуществляется контроль за использованием служебной информации лицами ее владеющими. К лицам, обладающим данной информацией закон «О РЦБ» относит:

В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ. В рекламе запрещается: