2. Вопрос
Государственное регулирование Российского РЦБ
На Российском pынкe ц.б. государство выступает в качестве:
эмитента при выпуске гос. Ц/б;
инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
профессионального участника при торговле ц.б.;
регулятора при написании законодательства;
верховного арбитра в спорах между участниками РЦБ.
Система государственного регулирования РЦБ включает:
государственные и иные нормативные акты;
государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком можно разделить на:
прямое;
косвенное или экономическое.
Прямое осуществляется следующим путем:
установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ;
регистрации выпусков ц/б и контроля за соблюдением условий эмиссии;
лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;
создания системы защиты прав владельцев ц/б;
обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка.
Косвенное управление осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
систему налогообложения (ставки налогов, льготы);
денежную политику (процентные ставки, мин.размер з/п);
государственные капиталы (гос. Бюджет);
гос. Собственность и ресурсы (гос. Предприятия, природные ресурсы и земля).
Основные законодательные акты, которые регулируют РЦБ:
Гражданский кодекс РФ, 1 и 2 части (1995-1996);
Закон «О банках и банковской деятельности» 2.12.1990г;
Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 3.07.1991г;
Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» 20.02.1992г;
Закон «О валютном регулировании валютном контроле» 14.07.1992г;
Закон «О государственном внутреннем долге РФ» 1992г;
Закон «О Центральном банке РФ» 1995г;
Закон об акционерных обществах 1996г;
Закон о рынке ц/б 22 апреля 1996г;
Указы Президента по развитию РЦБ с 1992г;
Постановление Правительства РФ.
РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.
Во-первых, существует определенная процедура выпуска ц/б. Различают открытую и закрытую подписку или размещение ц/б. При открытой или закрытой подписке, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также когда общий объем эмиссии превышает 50000 минимальных месячных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ или уполномоченном им органе проспекта эмиссии ценных бумаг.
Проспект эмиссии – это документ в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ц/б. Ценные бумаги могут реализовываться инвесторам только после регистрации проспекта эмиссии. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ц/б в ФКЦБ или уполномоченный ею орган, а также владельцам ц/б эмитента по их требованию.
Во-вторых, в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ц/б. Так, инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными ц/б, если он приобрел 20% и более ц/б одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг.
Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ц/б одного эмитента, если количество ц/б по операции составило не менее 15% от их общего количества.
На рынке ц/б инвесторы могут быть связаны между собой общим интересом и действовать в ущерб другим вкладчикам. Чтобы держать их в поле зрения и определенным образом контролировать, законодательство вводит понятие аффилированного лица, ему должны принадлежать 20% голосующих акций АО. Аффилированные лица обязаны уведомлять АО о количестве и категориях принадлежащих им акциях не позднее 10 дней с даты их приобретения.
В-третьих, осуществляется контроль за использованием служебной информации лицами ее владеющими. К лицам, обладающим данной информацией закон «О РЦБ» относит:
членов органов управления эмитента или профессионального участника РЦБ;
аудитора эмитента;
служащих гос. органов, которые имеют доступ к такой информации.
В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ. В рекламе запрещается:
давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ц/б;
гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ц/б и прогнозы роста их курсовой стоимости;
использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участниках РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ц/б;
запрещается реклама эмиссионных ц/б до даты их регистрации.
- Тема 1. Рынок ценных бумаг, как альтернативный источник финансирования экономики…………...………………………………6
- I. Учебная программа
- II. Конспект лекций
- Тема 1. Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики.
- 1. Вопрос.
- 2. Вопрос. Составные части рынка ценных бумаг
- 3. Вопрос.
- Риски управления портфелем и технические риски
- Тема 2. Участники рынка ценных бумаг.
- 1.Вопрос.
- 2. Вопрос
- 3.Вопрос.
- 4.Вопрос
- 5.Вопрос
- Тема 3. Государственное регулирование и правовое обеспечение рынка ценных бумаг.
- 2. Вопрос
- 3. Вопрос
- 4.Вопрос
- Тема 4. Инструменты рынка ценных бумаг.
- 1.Вопрос
- 2.1 Общая характеристика и виды акций
- 2.2 Общая характеристика и виды облигаций
- 2.3 Общая характеристика и классификация векселей
- Виды индоссамента:
- Погашение векселей.
- 2.4 Складские свидетельства
- 2.5 Закладные
- 2.6 Депозитные и сберегательные сертификаты.
- 2.7 Чек и коносамент
- 2.8 Общая характеристика производных ценных бумаг
- Тема 5. Эмиссия ценных бумаг
- 2.Порядок разработки, утверждения и регистрации проспекта эмиссии
- 2. Порядок разработки, утверждения и регистрации проспекта эмиссии
- Тема 6. Портфель ценных бумаг.
- 2. Управление портфелем ценных бумаг
- 3. Методические указания по практическим занятиям и контрольные вопросы
- Тема 1. Рынок ценных бумаг, как альтернативный источник
- Тема 2. Участники рынка ценных бумаг.
- Тема 3. Государственное регулирование и правовое обеспечение рынка ценных бумаг.
- Тема 4. Инструменты рынка ценных бумаг.
- Тема 5. Эмиссия ценных бумаг
- Тема 6. Портфель ценных бумаг.
- 4. Методические указания для выполнения контрольных работ
- 5. Тестовые вопросы