1.5. Банковские организационные структуры
Для эффективной организации банковской деятельности, обеспечивающей наиболее благоприятные условия реализации банками их функций, важное значение имеет формирование организационных структур банков. Они обеспечивают упорядочение взаимодействия между отдельными подразделениями банка (в частности, ускоряется процесс принятия решений, усиливаются надзор и контроль, появляется мотивация о рационализации банковской деятельности) и улучшение их взаимосвязи с внешней средой. В процессе организации деятельности банка должны быть решены следующие задачи:
› создание организационных подразделений банка (отделов, групп, управлений, комитетов и т. п.), реализующих преимущества разделения труда;
› определение целей и функций каждого структурного подразделения, разработка правил и процедур осуществления различных видов банковской деятельности;
› организация работы персонала организационных подразделений в соответствии с поставленными целями;
› координация работы всех структурных подразделений на основе эффективного информационного обеспечения.
Количество подразделений, распределение полномочий и компетенций между ними, движение информации внутри банка определяются его размерами и выбранной рыночной стратегией. Организационная структура банка может строиться по различным принципам, отражающим специфику каждой конкретной банковской организации.
Как известно, существует несколько различных линейных и матричных моделей организационных структур, которые используются банками при организации их деятельности. К линейным моделям относятся функциональная и дивизионная, а к матричным – двух– и трехмерная модели.
Функциональная модельбанка предполагает выделение структурных подразделений банка соответственно выполняемым функциям: управленческие отделы (отдел планирования, финансовый отдел, отдел внутреннего контроля, отдел управления персоналом, юридический отдел и т. п.), вспомогательные отделы (бухгалтерия, материальный отдел, вычислительный центр и т. п.) и отделы, организующие предоставление банковских услуг и взаимодействующие с клиентами, которые создаются в соответствии с предлагаемыми услугами (отдел кредитования, депозитный отдел, отдел расчетно‑кассового обслуживания клиентов, отдел валютных операций и т. п.). При небольшом объеме некоторых услуг отделы, выполняющие разные операции, объединяются в одном структурном подразделении. Функциональная модель является базовой моделью организации банковской деятельности. Она характерна для небольших банков, предоставляющих ограниченный набор традиционных услуг различным группам клиентов. Для этой модели характерны высокий уровень внутрибанковской специализации, отработанность технологии предоставления каждой услуги. В то же время функциональная модель не обеспечивает необходимой координации между отделами и подразделениями банка, значение которой возрастает при усложнении и диверсификации предоставляемых услуг. При этой модели сложно организовать комплексное обслуживание клиентов в соответствии с их индивидуальными потребностями: для получения различных услуг клиент вынужден обращаться в разные отделы банка, каждый из которых оценивает только одну из сторон его деятельности, не охватывая в совокупности общие потребности в финансовых услугах.
Банки, достигшие достаточно крупных размеров и предоставляющие широкий набор услуг различным группам клиентов, часто используют дивизионную модель линейной организации, ориентированную на определенные отрасли банковской деятельности.
Дивизионная модельоснована на выделении в банке стратегических зон бизнеса, для каждой из которых определяется своя целевая установка, разрабатывается стратегия и формируется ресурсное обеспечение. При этом каждая стратегическая зона банковской деятельности функционирует самостоятельно и взаимодействует с определенным сегментом рынка. В современном банковском бизнесе в качестве таких стратегических зон обычно выделяют коммерческую, инвестиционную и розничную банковскую деятельность. Соответственно этим зонам происходит и специализация банковского персонала.
Стратегические зоны банковской деятельности могут выделяться и по типу обслуживаемых групп клиентов, каждая из которых характеризуется определенными финансовыми потребностями, а следовательно, нуждается в специфическом обслуживании. Такое обслуживание осуществляется через специализированные подразделения банка, оказывающие банковские услуги крупным корпоративным клиентам, представителям малого и среднего бизнеса, состоятельным частным клиентам, широкой рыночной клиентуре.
Линейная структура банка может ориентироваться и на географию рынка. Это характерно для крупных универсальных банков, работающих во многих странах и регионах мира, существенно отличающихся друг от друга уровнем риска, размером и формами спроса на банковские услуги, доходностью финансовых инструментов и т. п. В данном случае в банке выделяют подразделения, отвечающие за деятельность в определенном географическом регионе. В рамках этих подразделений работа организуется по продуктовому или клиентскому принципу.
Таким образом, дивизионная модель предполагает разделение банка на ряд крупных дивизионов. Каждый из них может рассматриваться как центр прибыли, поскольку на менеджеров возлагается полная ответственность за прибыльную работу их дивизионов. В результате банк условно разделяется на ряд относительно самостоятельных банков: либо коммерческий, инвестиционный, розничный; либо крупных корпоративных клиентов, обслуживающий малый и средний бизнес, широкой рыночной клиентуры; либо российских клиентов, восточноевропейских клиентов, среднеазиатских клиентов.
При этом наряду с выделением дивизионов (банков внутри банка) сохраняются и функциональные отделы, которые оказывают им поддержку и выполняют отдельные управленческие функции (отдел внутреннего контроля, отдел сводной финансовой отчетности и др.).
Матричные моделиорганизационных структур банка представляют собой комбинацию двух и более принципов построения организационных структур.
Двухмерная матричная модельоснована на комбинации двух принципов построения организационной структуры: по функции управления и оказания группы услуг, что позволяет более обстоятельно решать вопросы управления. Такая модель предполагает формирование двух групп подразделений, выполняющих различные функции в банке: подразделений, занимающихся непосредственной продажей услуг клиентам (фронт‑офис), и подразделений, осуществляющих планирование, регулирование и контроль данных операций (бэк‑офис). Для координации деятельности этих подразделений в банке создаются так называемые группы поддержки продаж, задачами которых являются консультирование менеджеров, обеспечивающих продажу услуг клиентам, по сложным вопросам внешнеторговых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бумаг и т. п., и клиентов по вопросам, не входящим в компетенцию менеджеров по продажам, а также накопление информации и организация обмена опытом между функциональными отделами и службами продаж.
Двухмерная матричная модель может быть основана и на сочетании функционального и географического принципов. В этом случае сотрудники подразделений, осуществляющих продажи банковских продуктов, будут ориентироваться на требования функциональных отделов и потребности географического сегмента рынка.
Трехмерная матричная модельбазируется на комбинации трех равнозначных принципов, например функционального, географического и разделения по группе клиентов. Сочетание продуктового и клиентского принципов позволяет сосредоточить в одном отделе услуги, которые могут пользоваться спросом у тех или иных групп клиентов.
Преимущества матричной организации заключаются в интенсивном взаимодействии и обмене информацией между группами поддержки продаж и функциональными отделами банка, в результате принимаемые решения обеспечивают реализацию общих стратегических целей банка, предотвращая возможность получения дополнительной прибыли одним из подразделений в ущерб долгосрочным интересам всего банка.
Современные банковские рынки отличаются высокой изменчивостью, банковские продукты постоянно модернизируются, приспосабливаясь к потребностям клиентов, появляются новые каналы их сбыта и более совершенные приемы маркетинга. В ответ на это банки вынуждены менять не только продуктовый ряд и приемы рекламы, но и совершенствовать внутренние организационные структуры, приспосабливать их к потребностям рынка, внедрять ориентированную на клиента систему обслуживания. Эффективная организационная структура в современных условиях становится важнейшим средством достижения конкурентных преимуществ банками, залогом их динамичного, устойчивого развития.
- Галина Николаевна Белоглазова Людмила Павловна Кроливецкая
- Раздел I. Основы организации деятельности банков
- Глава 1. Коммерческий банк – основное звено банковской системы России
- 1.1. Законодательная основа, структура и организационные принципы банковской системы Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.2. Функции и принципы деятельности коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.3. Организационно‑правовые формы банков, порядок их открытия и государственной регистрации и ликвидации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.4. Органы управления банком и особенности корпоративного управления в нем
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.5. Банковские организационные структуры
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 2. Операции коммерческого банка
- 2.1. Банковские операции и сделки
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.2. Пассивы банка, формы привлечения ресурсов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.3. Структура и классификация активов банка
- 2.3.1. Принципы банковского кредитования, способы выдачи и погашения кредитов
- 2.3.2. Формы обеспечения возвратности кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.4. Операции банков с ценными бумагами
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Собственный капитал банка как основа его деятельности
- 3.1. Назначение и функции собственного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.2. Источники собственного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.3. Выпуск акционерными банками акций в процессе формирования и увеличения уставного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.4. Бухгалтерский и регулятивный капитал. Требования к достаточности капитала
- Элементы капитала (в соответствии с Международным соглашением по измерению капитала и требованиями к нему)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел II. Организация коммерческой банковской деятельности
- Глава 4. Расчетно‑кассовое обслуживание клиентов
- 4.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.2. Межбанковские расчеты как основа организации безналичных расчетов в экономике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.3. Платежные услуги банков. Формы безналичных расчетов в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.4. Кассовые операции банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Депозитные услуги банков для организаций
- 5.1. Виды банковских депозитов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.2. Долговые обязательства, выпускаемые банками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.3. Организация работы в банке по привлечению депозитов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.4. Формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 6. Организация краткосрочного кредитования текущей деятельности предприятий
- 6.1. Кредитные продукты банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.2. Факторинг как особый кредитный продукт
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.3. Кредитная политика коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.4. Организация кредитного процесса и его основные этапы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.5. Порядок определения качества кредита и формирования резерва на возможные потери по ссудам
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Организация инвестиционной банковской деятельности (инвестиционного банкинга)
- Глава 7. Посредничество банков при выпуске и обращении ценных бумаг
- 7.1. Банки как организаторы выпуска и первичного размещения ценных бумаг предприятий (андеррайтеры)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 7.2. Торговые операции банков на вторичном рынке ценных бумаг
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 7.3. Депозитарные услуги банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Управление портфелями ценных бумаг
- 8.1. Услуги по управлению ценными бумагами клиентов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 8.2. Формирование и управление собственным портфелем ценных бумаг банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 9. Организация кредитования инвестиций
- 9.1. Кредитование инвестиций как элемент инвестиционного банкинга
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.2. Виды инвестиционных кредитов и процедура их выдачи банком
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.3. Синдицированный (консорциальный) кредит
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.4. Ипотечные кредиты на инвестиционные цели
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.5. Проектное финансирование как особая техника финансового обеспечения инвестиционных проектов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел IV. Организация розничной банковской деятельности (ритейлового бизнеса)
- Глава 10. Розничные платежи
- 10.1. Виды розничных платежей и способы их проведения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.2. Расчеты при помощи банковских карт
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.3. Банкомат как элемент электронной системы розничных платежей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.4. Системы электронных денежных переводов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.5. Розничные платежи с использованием «электронных» денег
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Услуги по размещению частных сбережений
- 11.1. Виды банковских услуг по размещению сбережений частных лиц
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 11.2. Страхование вкладов физических лиц в банках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Кредитование частных клиентов
- 12.1. Виды потребительского кредитования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.2. Особенности ипотечного жилищного кредитования и его основные модели
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.3. Законодательная база развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.4. Условия предоставления ипотечных кредитов российскими банками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.5. Процедура получения ипотечного жилищного кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел V. Оценка и регулирование деятельности банка
- Глава 13. Формирование и оценка финансовых результатов деятельности банка
- 13.1. Доходы коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.2. Расходы коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.3. Формирование и распределение прибыли банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.4. Оценка уровня прибыльности банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Коммерческий банк как объект банковского регулирования
- 14.1. Необходимость и задачи банковского регулирования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.2. Организация банковского регулирования в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.3. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование деятельности банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.4. Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература