logo
Белоглазова Банковское дело

13.2. Расходы коммерческого банка

Расходы коммерческого банка связаны как с его операционной деятельностью, так и с деятельностью как коммерческой организации. Согласно международным стандартам финансовой отчетности расходы– это уменьшение экономических выгод в форме оттока активов банка или увеличения его обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанному с его распределением между собственниками, и происходящее в форме:

а) выбытия активов;

б) снижения стоимости активов в результате переоценки за исключением переоценки (уценки) основных средств, нематериальных активов и ценных бумаг «имеющихся в наличии для продажи», относимых на уменьшение добавочного капитала, создания (увеличения) резервов на возможные потери или износ;

в) уменьшения активов в результате конкретных операций по поставке (реализации) активов, выполнению работ, оказанию услуг;

г) увеличения обязательств, не связанного с получением (образованием) соответствующих активов.

Все расходы коммерческого банка можно классифицировать по форме, целям, способу учета, влиянию на налогооблагаемую базу, способу ограничения.

По формеразличаются процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы.

Процентные расходывключают проценты, уплаченные банком за полученные кредиты, остатки средств на счетах до востребования и срочных депозитов, которые открыты для физических и юридических лиц, включая банки; процентные платежи по выпущенным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам.

Комиссиявзимается за операции с ценными бумагами и иностранной валютой, услуги кассовые, расчетные, по инкассации, полученные гарантии и т. д.

Прочие непроцентные расходыимеют форму дисконтного расхода, расходов спекулятивного характера на рынке, от переоценки активов; расходов по уплате штрафов, пеней, неустоек, расходов на содержание аппарата управления (оплата труда, подготовка кадров и др.), хозяйственных расходов.

По целямрасходы банка делятся на шесть групп: операционные, расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка, по оплате труда персонала банка, по уплате налогов, отчисления в специальные резервы и прочие расходы.

К операционным расходамотносятся: во‑первых, уплата процентов за привлеченные банком ресурсы на основе депозитных и кредитных операций, выпуска ценных бумаг; во‑вторых, комиссия, уплаченная банком по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, по кассовым и расчетным операциям, за инкассацию; в‑третьих, прочие операционные расходы (дисконтные расходы по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, по операциям с драгметаллами и т. д.). Таким образом, операционные расходы – это расходы, прямо связанные с банковскими операциями.

Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банкавключают амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды; эксплуатационные расходы по содержанию зданий; и т. д.

Расходы по оплате труда персоналабанка складываются из зарплаты, премий, начислений на зарплату.

Расходы по уплате налоговсвязаны с налогами на имущество, земельным, с владельца автотранспортных средств, на пользователя автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций (т. е. налоги, отражаемые на расходных счетах банка).

Расходы по формированию резервовна покрытие возможных потерь по ссудам, потерь по ценным бумагам, дебиторской задолженности и прочим активным операциям, являются особой группой расходов, они отражают процесс переоценки различных групп активов банка по рыночной стоимости.

Прочие расходы банкаразнообразны по своему составу. К ним относятся командировочные и представительские расходы, на рекламу, на подготовку кадров, по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей, маркетинговые расходы, расходы по аудиторским проверкам, судебные, по публикации отчетности и т. д.

В финансовой отчетности в зависимости от характераиформывыделяют следующие виды расходов банка:

› проценты, уплаченные за привлеченные кредиты (за срочные и просроченные);

› проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам (за средства на счетах срочных депозитов и различного рода счетах до востребования);

› проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам (включая нерезидентов);

› расходы по операциям с ценными бумагами (по перепродаже и переоценке ценных бумаг, комиссионные расходы, расходы по выплате процентного и дисконтного дохода по выпущенным ценным бумагам);

› расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями;

› расходы на содержание аппарата управления банка (затраты на оплату труда в различных формах, по подготовке кадров и повышению их квалификации, социально‑бытовые расходы);

› штрафы, пени, неустойки уплаченные;

› другие расходы (комиссионные расходы за кассовые, расчетные и другие операции, расходы по форвардным, фьючерсным, факторинговым и лизинговым операциям, по арендной плате и др.).

По влиянию на налогооблагаемую базурасходы банка делятся на три группы:

› расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (т. е. учитываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль;

› расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка;

› расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка.

Для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в состав расходов банка включаются:

– начисленные и уплаченные проценты по вкладам, депозитам, расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам;

– начисленные и уплаченные проценты по облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и другим долговым обязательствам банка;

– начисленные и уплаченные проценты по полученным кредитным ресурсам;

– уплаченные банком комиссионные сборы за услуги и корреспондентские отношения, проценты по остаткам на корреспондентских счетах;

– уплаченные банком комиссионные сборы за покупку/продажу иностранной валюты;

– проценты и комиссионные сборы, уплаченные банком в счет прошлых лет, возврат банком процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов в прошлые годы в пределах срока исковой давности;

– амортизационные отчисления основных фондов, нематериальных активов, используемых для осуществления банковской деятельности;

– расходы банка по аренде основных фондов, используемых для осуществления банковской деятельности;

– расходы на проведение всех видов ремонта основных фондов, принадлежащих банку или арендованные им, если это предусмотрено договором аренды;

– затраты в соответствии со сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка, в пределах установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов на представительские расходы; плата учебным заведениям за предоставление услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников; компенсации за использование работниками банка для служебных поездок личных легковых автомобилей;

– оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, оказываемых банку на договорной основе;

– расходы банка по оплате канцелярских, почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи; специальной литературы, нормативных и инструктивных актов; подписки на газеты и журналы, необходимые для осуществления банковской деятельности;

– расходы по оплате услуг РКЦ и ВЦ;

– суммы налогов на имущество, на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, с владельцев транспортных средств, других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки;

– расходы, связанные с изготовлением и внедрением расчетно‑платежных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и др.);

– расходы, связанные с организацией и выпуском банком акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых обязательств и прочих ценных бумаг;

– суммы отчислений в резерв на возможные потери по кредитным требованиям, подлежащие резервированию в соответствии с порядком, установленным Банком России;

– затраты на оплату труда работников, в том числе не состоящих в штате банка, обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, производимые в соответствии с законодательством;

– эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, инвентаря, служебного автотранспорта, как принадлежащих банку, так и арендованных банком.

По способу ограничениярасходы банка делятся нанормируемыеиненормируемые.К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Расходы сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.

В составе валовых расходов банка в 2006 г. основной удельный вес приходился на расходы по операциям с иностранной валютой (более 40 %) и отчисления в фонды и резервы (более 30 %). Доля уплаченных процентов по депозитам, вкладам граждан, кредитам, полученным от других банков, составила 6,5 %, доля расходов по операциям с ценными бумагами – 5,4 %. Расходы на содержание аппарата в 2006 г. составляли 4,5 % общего объема валовых расходов.

Политика коммерческих банков в отношении расходов направлена на их разумную минимизацию и рациональное использование имеющихся средств. В банках с этой целью проводится анализ:

› фактического объема и структуры совокупных расходов банка в динамике за ряд лет;

› соотношения между различными их видами;

› удельного веса каждого вида расхода в общей сумме совокупных расходов и в соответствующей группе.

Кроме того, банки с целью контроля за расходами составляют следующие бюджеты (финансовые планы): финансовых ресурсов, операционных доходов и расходов, хозяйственных расходов, расходов на сотрудников, коммерческих и административных расходов, капитальных вложений.

Для оценки адекватности уровня расходов банка используются следующие финансовые коэффициенты:

Банк России для оценки качества расходов банка использует показатель структуры расходов банка, который рассчитывается по следующей формуле:

где Рау– административно‑управленческие расходы, включающие в себя расходы на содержание аппарата, эксплуатационные расходы, расходы на аудит, арендную плату, расходы по публикациям; ЧОД – чистые операционные доходы, представляющие собой сумму финансового результата банка (прибыль за отчетный период + налог на прибыль) и административно‑управленческих расходов.