logo
БАНК Лекции

5.1. Общая характеристика Национального банка Республики Беларусь как центрального банка

Первый уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным банком. В соответствии со ст. 7 БК Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь.

Центральный банк современного государства выполняет такие функции, как:

- монопольная денежная эмиссия;

- проведение денежно-кредитной политики;

-функции банка (финансового агента) правительства;

- функции «банка банков» (рефинансирования банков);

- регулирования, деятельности банков и иных кредитных организаций.

Старейшим из ныне существующих центральных банков принято считать шведский Риксбанк, основанный в 1668 г., вторым был создан – Банк Англии (1694 г.). Однако следует согласиться с тем, что эти банки необходимо рассматривать лишь в качестве предшественников центральных банков2.

Создание центральных банков происходило одним из следующих способов:

учреждение на базе крупнейших коммерческих банков, в которых происходила концентрация денежной эмиссии;

образование центрального эмиссионного банка непосредственно государством.

Можно выделить следующие составляющие независимости центрального банка, которые в той или иной степени присущи центральному банку любого государства:

- институциональная независимость;

- функциональная независимость;

- имущественная независимость;

- инструментальная независимость;

- финансовая независимость;

- кадровая независимость.

Институциональная независимость определяется положением центрального банка в системе государственных органов страны.

Национальный банк, как и Правительство, подотчетен Президенту Республики Беларусь (ст. 106 Конституции, ст. 24 БК).

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Функциональная независимость определяется степенью самостоятельности Национального банка при определении направлений и целей денежно-кредитной политики.

Функциональная независимость тесно связана с институциональной, но при анализе функциональной независимости рассматриваются именно отношения центрального банка с правительством.

Взаимодействие Национального банка с Правительством Республики Беларусь и другими государственными органами проявляется в следующем:

- Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

- Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации;

- Правительство Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций;

- Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Имущественная независимость определяется степенью самостоятельности центрального банка во владении, пользовании и распоряжении имуществом.

В соответствии со ст. 40 БК имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о низкой степени имущественной независимости Национального банка. Однако следует учитывать, что согласно Уставу изъятие и обременение обязательствами имущества Национального банка не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.

Инструментальная независимость определяется степенью самостоятельности центрального банка в использовании инструментов и методов денежно-кредитной политики и проведении банковских операций.

Законодательство Республики Беларусь прямо не определяет инструменты и методы денежно-кредитной политики.

В качестве основных инструментов и методов денежно-кредитной политики можно выделить:

1) процентные ставки по операциям Национального банка;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссию облигаций.

Финансовая независимость характеризуется степенью самостоятельности центрального банка в определении собственного внутреннего бюджета.

Бюджетное финансирование Национального банка законодательством Республики Беларусь не предусмотрено, и он получает доходы от осуществления банковской деятельности.

Декретом Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 N 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)" определено, что с 2010 года 80 процентов прибыли Национального банка, определенной на основании его годового бухгалтерского баланса, при наличии аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка, ежегодно направляется в резерв государственного учреждения "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц", а остальная часть используется на увеличение (создание) уставного, резервного и иных фондов Национального банка;

Кадровая независимость центрального банка означает независимость руководства центрального банка, обусловленную установленным законодательством порядком назначения соответствующих должностных лиц, сроком пребывания в должности и освобождения их от должности.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на 5 лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь (ст. 61 БК)