5.1. Общая характеристика Национального банка Республики Беларусь как центрального банка
Первый уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным банком. В соответствии со ст. 7 БК Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь.
Центральный банк современного государства выполняет такие функции, как:
- монопольная денежная эмиссия;
- проведение денежно-кредитной политики;
-функции банка (финансового агента) правительства;
- функции «банка банков» (рефинансирования банков);
- регулирования, деятельности банков и иных кредитных организаций.
Старейшим из ныне существующих центральных банков принято считать шведский Риксбанк, основанный в 1668 г., вторым был создан – Банк Англии (1694 г.). Однако следует согласиться с тем, что эти банки необходимо рассматривать лишь в качестве предшественников центральных банков2.
Создание центральных банков происходило одним из следующих способов:
учреждение на базе крупнейших коммерческих банков, в которых происходила концентрация денежной эмиссии;
образование центрального эмиссионного банка непосредственно государством.
Можно выделить следующие составляющие независимости центрального банка, которые в той или иной степени присущи центральному банку любого государства:
- институциональная независимость;
- функциональная независимость;
- имущественная независимость;
- инструментальная независимость;
- финансовая независимость;
- кадровая независимость.
Институциональная независимость определяется положением центрального банка в системе государственных органов страны.
Национальный банк, как и Правительство, подотчетен Президенту Республики Беларусь (ст. 106 Конституции, ст. 24 БК).
Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:
утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;
утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Функциональная независимость определяется степенью самостоятельности Национального банка при определении направлений и целей денежно-кредитной политики.
Функциональная независимость тесно связана с институциональной, но при анализе функциональной независимости рассматриваются именно отношения центрального банка с правительством.
Взаимодействие Национального банка с Правительством Республики Беларусь и другими государственными органами проявляется в следующем:
- Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
- Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации;
- Правительство Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций;
- Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Имущественная независимость определяется степенью самостоятельности центрального банка во владении, пользовании и распоряжении имуществом.
В соответствии со ст. 40 БК имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о низкой степени имущественной независимости Национального банка. Однако следует учитывать, что согласно Уставу изъятие и обременение обязательствами имущества Национального банка не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.
Инструментальная независимость определяется степенью самостоятельности центрального банка в использовании инструментов и методов денежно-кредитной политики и проведении банковских операций.
Законодательство Республики Беларусь прямо не определяет инструменты и методы денежно-кредитной политики.
В качестве основных инструментов и методов денежно-кредитной политики можно выделить:
1) процентные ставки по операциям Национального банка;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссию облигаций.
Финансовая независимость характеризуется степенью самостоятельности центрального банка в определении собственного внутреннего бюджета.
Бюджетное финансирование Национального банка законодательством Республики Беларусь не предусмотрено, и он получает доходы от осуществления банковской деятельности.
Декретом Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 N 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)" определено, что с 2010 года 80 процентов прибыли Национального банка, определенной на основании его годового бухгалтерского баланса, при наличии аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка, ежегодно направляется в резерв государственного учреждения "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц", а остальная часть используется на увеличение (создание) уставного, резервного и иных фондов Национального банка;
Кадровая независимость центрального банка означает независимость руководства центрального банка, обусловленную установленным законодательством порядком назначения соответствующих должностных лиц, сроком пребывания в должности и освобождения их от должности.
Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на 5 лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь (ст. 61 БК)
- Общая часть
- Тема 1. Банковское право в системе права Республики Беларусь
- 1.1. Понятие банковского права, его место в системе права
- 1.2. Предмет и метод банковского права
- Тема 2. Источники банковского права
- 2.1. Понятие, система источников банковского права
- 2.2. Общая характеристика источников банковского права
- 1) Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь;
- 2) Постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь.
- 2.3. Банковское законодательство и нормы международного права
- Тема 3. Банковское правоотношение
- 3.1. Понятие и виды банковского правоотношения
- 3.2. Структура банковского правоотношения
- Тема 4. Общая характеристика банковской системы Республики Беларусь
- 4.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь
- 4.2. Основные этапы становления банковской системы Республики Беларусь, направления ее совершенствования
- Тема 5. Национальный банк Республики Беларусь
- 5.1. Общая характеристика Национального банка Республики Беларусь как центрального банка
- 5.2. Особенности правового положения Национального банка Республики Беларусь, его цели и функции
- 5.3. Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Национальным банком
- 5.4. Операции, осуществляемые Национальным банком
- Операции, осуществляемые с государством.
- Операции, осуществляемые с банками второго уровня.
- 3) Операции с иными клиентами.
- 5.5. Структура, органы управления, статус служащих Национального банка
- Тема 6. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации
- 6.1. Понятие и признаки банка, виды банков. Функции банков второго уровня
- 6.2. Небанковские кредитно-финансовые организации
- 6.3. Порядок создания банков
- 6.4. Государственная регистрация банка
- 6.5. Способы, основания и порядок прекращения деятельности банка
- 6.6. Правовое положение филиалов, представительств, структурных подразделений банков
- Тема 7. Регулирование банковской деятельности и надзор за осуществлением
- 7.1. Лицензирование банковской деятельности
- 7.2. Нормативы безопасного функционирования
- 1) Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка.
- 2) Предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка.
- 3) Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка.
- 4) Нормативы достаточности нормативного капитала банка.
- 5) Нормативы ликвидности банка.
- 6) Нормативы ограничения кредитных рисков.
- 7) Нормативы ограничения валютного риска.
- 8) Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций.
- 9) Норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка, небанковской кредитно-финансовой организации с ограниченным риском.
- 10) Нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые в целях осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе.
- 7.3. Надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Тема 8. Банковские операции: общая характеристика
- 8.1. Понятие и характерные признаки банковской информации
- 8.2. Банковская тайна
- 8.3. Банковские операции и банковские сделки: понятие, признаки, виды