logo
Стратегическое управление банком

5.Анализ факторов внутренней среды организации

Стратегические приоритеты развития - это четко сформулированные ключевые факторы успеха на основе оценки конкурентных преимуществ организации и выбранного сценария развития.

Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана на основе стратегических идей развития, прогнозирования социально-экономического развития, разработки стратегий конкуренции, расчета потребности в ресурсах, становления бюджета организации, оценка качества трудовой жизни сотрудников для обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.

Стратегические идеи развития организации представляют собой новые решения существующих наиболее важных проблем управления, которые позволяют развить конкурентные преимущества организации в отрасли или регионе. Стратегические идеи логично вытекают из ранжирования глобальных и функциональных проблем управления. Стратегические идеи развития призваны усилить сильные стороны и возможности организации, дать трехвариантное решение наиболее сложных проблем управления, минимизировать слабые стороны и потенциальные угрозы развития.

SWOT - анализ Борского ОСБ № 4335 ОАО Сбербанка России.

Определим сильные и слабые стороны Борского ОСБ № 4335, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Таблица 5. Матрица SWOT-анализа Борского ОСБ № 4335Сбербанка.

Силы

слабости

S1 - Работа с клиентами: опыт массового обслуживания клиентов, обширная клиентская база

S1 - Работа с клиентами: опыт массового обслуживания клиентов

W2 - Организационная структура: масштабность, громоздкость структуры.

S2 - Персонал: высокий профессиональный уровень |Невозможность принимать оперативные решения в филиалах.

W3 - Кадровая политика: текучесть кадров на низших должностях (в т.ч. ОПЕРО)

S3 Репутация банка:

кредитный рейтинг инвестиционного уровня, высокая репутация банка.

Возможности

Угрозы

|O1 - Кредитование физических лиц: расширение рынка потребительских кредитов.

T1 - Региональные банки: развитие региональных банков.

O2 - Кредитование юридических лиц, инвестирование: но и рискованности данных операций.

T2 - Рискованность: высокие темпы роста не только объемов кредитования, рост инвестиционной активности предприятий

O3 - Рынок Ценных Бумаг: перспективы работы на расширяющемся влияние на российскую экономику.

T3 - Экономический кризис: его негативное РЦБ.

Проведем оценку значимости параметров анализа.

Параметр S1. Сбербанк, безусловно, имеет огромный опыт по массовому обслуживанию клиентов. В будущем, в условиях роста спроса на банковские услуги среди населения и организаций, этот опыт будет иметь сильное влияние на деятельности банка. Однако в перспективе крупные банки-конкуренты также смогут качественно и эффективно обслуживать клиентов, что несколько снизить значение данного параметра для Сбербанка и потребует поиска и развития иных конкурентных преимуществ.

Параметр S2. С развитием банковского рынка в РФ значимость профессионализма возрастает, это относится ко всем сферам деятельности банка, в том числе к кредитованию и деятельности на рынке ценных бумаг.

Параметр S3. Высокий кредитный рейтинг в настоящем не имеет большого значения с точки зрения клиентов, в частности в силу малой распространенности этой информации в среде широкого потребления. Со временем, с повышением финансовой грамотности населения, влияние этой информации возрастет, однако нельзя с высокой определенностью судить об этом параметре в перспективе, во-первых, в силу фактора времени прогноза, во-вторых, в виду увеличения в стране банков с достаточно высоким международным рейтингом.

Параметр W1. Консерватизм системы и бюрократизация банковского обслуживания в настоящем имеет относительно низкое влияние. Причиной этому служит явное лидерство Сбербанка, его авторитет среди население. Но в будущем и перспективе этот параметр может существенно снизить конкурентоспособность банка в силу развития конкурентов, работа которых в меньшей степени подчинена строгой системе.

Параметр W2. Организационная структура банка со временем будет только расти, что приведет к усложнению внутренних взаимодействий в системе и снижению мобильности.

Параметр W3. Текучесть кадров может привести со временем к нехватке рабочей силы

Параметр O1. Кредитование является одним из основополагающих видов банковской деятельности, расширение рынка потребительского кредитования, в т. ч. ипотеки, на фоне относительного роста финансовой обеспеченности населения, ведет к росту возможностей прибыльной деятельности на этом рынке.

Параметр O2. Инвестиционное кредитование предприятий с учетом его сроков раскрывает широкие возможности в основном в перспективе.

Параметр O3. Развивающийся рынок ценных бумаг будет иметь особое значение для деятельности банка в перспективе.

Параметр T1. Развитие региональных банков в настоящее время не представляет собой большой угрозы для Сбербанка и московских банков в целом. Однако следует отметить достаточно высокие темпы развития данного сегмента, включение ряда банков в национальные рейтинги крупнейших коммерческих банков, что впоследствии приведет к усилению регионального сегмента.

Параметр T2. Большой объем кредитования населения на длительный срок при нестабильной внутренней и внешней политической и экономической ситуации обуславливает рост рискованности кредитования.

Параметр T3. Интеграция российской банковской системы в мировую экономику повышает значение влияния возможного кризиса на отечественную экономику, однако определенность данного параметра нельзя оценивать с высокой точностью.

Проектирование стратегий на основе разработанной ранее SWOT-матрицы осуществляется следующим образом.

На основе ранее созданной SWOT-матрицы спроектируем стратегии четырех типов:

- стратегии вида SO - силы-возможности.

- стратегии вида ST - силы-угрозы.

- стратегии вида WO - слабости-возможности.

- стратегии вида WT - слабости-угрозы.

В таблице 13 представлены разработанные стратегии, для каждой их них указана сокращенная запись параметров, из которых образована стратегия. При этом использованы наиболее значимые на наш взгляд факторы.

Таблица 6. Стратегии, разработанные на основе данных SWOT-анализа.

стратегии вида SO

|стратегии вида WO

SO1: S1 S2 O1 O2 - Расширение масштабов работы с частными лицами и корпоративными клиентами, проведение инновационных решений в данной |местах в части кредитования физ. лиц, ||индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса

WO1: W2 O1 O2 - Повышение свободы принятия решений на

корпоративными клиентами, проведение инновационных решений в данной местах в части кредитования физ. лиц, области, ориентация на мировой опыт работы в данном секторе, индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса.

SO2: S2 S3 O2 O3 - Увеличение величины операций

|на РЦБ, разработка и осуществление инвестиционных проектов, |информационную базу Сбербанка.

WO2: W1 W3 - Снижение требований к операционно-кассовым

перспективность и эффективность разработки данных направлений. |работникам, предоставление возможности карьерного роста, в частности, при работе на РЦБ.

|стратегии вида ST

стратегии вида WT

ST1: S1 S2 T1 T2 - Снижение рискованности операций путем использования управления, ее

динамичности и гибкости, сохраняя при этом

возможность снижения рисков за счет масштабных ресурсов .

|WT1: W1 W2 T2

- Совершенствование системы работе обширной

информационной базы по клиентам, а также опыта сотрудников при

экспертных оценках фин.

WT2: W3 T1 - Путем повышения зарплаты

состояния клиентов. Профессионализм и опыт работы помогут снизить и улучшения социального обеспечения привлечение негативное влияние возможных экономических кризисов. Целесообразна профессиональных кадров.

ориентация на внутренний рынок, развитие экономики страны вне зависимости от зарубежных влияний .

ST2: S1 S3 T1 - Использование главных преимуществ

по отношению к региональным конкурентам: опыт работы и

высокая репутация.

банк стратегический управление развитие

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. Процесс осуществления SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны компании и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.

В зависимости от целей Волго-Вятского банка Сбербанка России возможен выбор одной или нескольких из вышеприведенных стратегий указанных в таблице 10. При этом целесообразно учесть большую часть факторов, влияющих на деятельность банка.

Таким образом, мы видим что, аппарат SWOT-анализа не только позволяет выполнить формирование стратегий развития банка, но и количественно обосновать выбор конкретного набора стратегий.