logo
Организация бизнес-процессов в банке на примере ВТБ и НБ "ТРАСТ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время все очевиднее становится практическая необходимость в описании бизнес-процессов и внедрении процессного подхода в деятельности отечественных банков. Многие кредитные организации, прежде всего из ТОП-100, уже описали свои бизнес-процессы с помощью современных технологий моделирования. Другие еще находятся в середине или начале этого пути.

Для банковской сферы актуальность реинжиниринг обуславливается тем, что он ориентирован на масштабное использование новейших технологий. Постоянное изменение экономической ситуации требует и постоянного изменения базовых принципов институтов банковской сферы. Реинжиниринг бизнес-процессов дает конкурентное преимущество, его применение отражается в сокращении издержек, а так же позволяет банку стать более мобильным, быстрее приспосабливаться к быстро изменяющейся конъюнктуре рынка.

Однако описание бизнес-процессов - не самоцель, хотя это очень значимый этап, от которого зависит решение многих важных задач и проектов. Необходимо двигаться дальше. Нужны конкретные и практичные приложения процессного подхода и связанных с ним методик. Одним из таких приложений является организация оперативного управления банком и электронного документооборота, которые тесно интегрированы с бизнес-процессами. Управление задачами внутри каждого бизнес-процесса позволит существенно повысить эффективность деятельности коммерческого банка, достигнуть заданного показателя KPI в установленные сроки, сэкономить финансовые ресурсы и в итоге постепенно приведет к масштабному внедрению процессного подхода. Описание бизнес-процессов и внедрение процессного подхода к управлению, пусть и в минимальном формате, является фундаментом для выполнения многих других задач и проектов кредитной организации. Без этого невозможно внедрить другие современные технологии управления на долгосрочной основе, в том числе технологии оперативного управления и документооборота.

Основные проблемы с которыми сталкиваются российские банки при создании новых и совершенствовании уже существующих бизнес-процессов:

- отсутствует персональная ответственность сотрудников банка при реализации тех или иных бизнес-процессов;

- внедрение в работу незавершенных бизнес-процессов;

- недостаточная автоматизированность бизнес-процессов;

- отсутствие взаимодействия между различными отделами банка при выполнении каких-либо действий.

Данные проблемы должны решаться на первоначальном этапе разработки бизнес-процессов. При их внедрении должно осуществляться совместное обучение персонала, в ходе которого сотрудники могут обменятся уже имеющимися навыками работы и поделиться новым опытом. Руководству банка при внедрении того или иного бизнес-процесса следует более тщательно отследить схемы, инструкции предлагающиеся к бизнес-процессам, провести испытательные работы, а затем внедрять в общую работу банка.

Таким образом, построение и оценка бизнес - процессов определяются целями, для достижения которых они применяются. Формализованность и регламентированность бизнес - процессов на сегодняшний день является одним из ключевых факторов успеха любого коммерческого банка. Следует отметить, требования клиентов постоянно меняются, меняется рынок, выходят новые нормативные документы Банка России и т.п. Такого рода изменения требуют постоянного контроля и необходимости актуализации бизнес-процессов. Описание бизнес-процессов банка прямым образом влияет на его операционную и стратегическую эффективность, что в итоге оказывает существенное влияние на показатели прибыльности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдакиев Н.М. Реинжиниринг бизнес - процессов/ Абдакиев Н.М. -М.: Эксмо, 2009.- 229 с.

2. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: Часть 3. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009.

3. Ермаков С.Л. Основы организации деятельности коммерческого банка: учеб. / С.Л. Ермаков, Ю.Н. Юденков. - М. : КноРус, 2009. - 645 с.

4. Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг: расширение клиентской базы, развитие партнерских отношений, эффективная продажа банковских услуг.- СПб.: Питер Пресс, 2007.

5. Лаврушин, О.С. Основы банковского дела / О.С. Лаврушин. - Москва: Кнорус, 2011. - 392 с

6. Печникова, А.В. Банковские операции: учеб. / А.В. Печникова [и др.]. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 366 с.

7. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса/ Уткин Э.А - М.: ЭКМОС, 2008.

8. Фескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.

9. Волчков А.Ю. Информационное обеспечение управленческого анализа доходности банковских продуктов / А.Ю. Волчков // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011 - №26. - С. 113-120.

10. Гончарук А.С. Качественный сервис и основные направления его совершенствования на рынке розничных банковских услуг / А.С. Гончарук // Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ. - 2011. - №33. - С. 97-104.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Организационная структура НБ «ТРАСТ» (ОАО)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Организационная структура ОАО Банк ВТБ

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Бизнес - процесс «Консультация физических лиц по кредитному продукту»

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Графическое представление бизнес-процесса после проведения реинжиниринга