1.1 Понятие бизнес-процессов в банке и эффективное управление ими
Формализованность и регламентированность бизнес-процессов на сегодняшний день является одним из ключевых факторов успеха любого коммерческого банка. Описание и оптимизация бизнес-процессов прямым образом влияет на операционную и стратегическую эффективность коммерческого банка, что в итоге влияет на показатели прибыльности.
Бизнес - процесс - это цепочка видов деятельности, преобразующая имеющиеся на выходе ресурсы в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя. Совокупность бизнес-процессов обеспечивает достижение конечных целей банков [6, c.154].
Бизнес - процессы группируют различные виды деятельности банка по результату, который важен для конечного клиента или партнера банка. Бизнес - процессы показывают последовательность и взаимосвязь работ, необходимые ресурсы и условия выполнения. В качестве ресурсов можно рассматривать финансы, персонал, оборудование, информационные системы и многое другое.
Вначале перечислим минимальные элементы процессного подхода, которые необходимы для эффективного оперативного управления бизнес-процессами в кредитной организации. Если процесс выполняется в рамках только одного подразделения, то под руководителем процесса понимается руководитель подразделения. Он четко знает, какими подпроцессами (процедурами) руководит, с кем ему следует взаимодействовать в рамках процесса и кто отвечает за подпроцессы.
У исполнителей процесса есть регламенты (инструкции) по своим функциям. В каждом процессном регламенте соблюдены определенные требования, установлены стратегические цели и показатели, разработанные по различным группам: финансы, клиенты и маркетинг, качество, технологии и ресурсы, персонал и др.
Каждому руководителю рекомендуется использовать в работе набор технологий и типовых решений по описанию, оптимизации и управлению бизнес-процессом. Руководитель сам принимает решение об использовании данных технологий, ставит задачи участникам процесса (в качестве консультанта или советника могут быть приглашены эксперты, методологи, аналитики и т.д.). Дальше все сводится к оперативному управлению исполнителями и участниками процесса. Участник процесса может не являться его исполнителем (например, аналитик департамента банковских технологий регулярно участвует в автоматизации и улучшении бизнес-процесса, но не является его исполнителем). Исходя из текущих и стратегических целей и показателей, руководитель процесса ставит участникам задачи, контролирует их выполнение, получает и анализирует отчеты. Все это фиксируется в специальной информационной системе, которая автоматизирует оперативное управление процессом и делает его прозрачным.
Банковский процесс всегда сводится к конкретным показателям - ключевые показатели эффективности (KPI). Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) -- показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. Нефинансовые KPI сводятся - к финансовым показателям, т.е. получению прибыли. Этим определяется рентабельность процесса, а значит, и всей деятельности банка в целом. Никакие графические модели и современные технологии не смогут убедить руководителя процесса в их необходимости, если с их помощью в ближайшей перспективе не будут достигнуты позитивные показатели KPI [9, c. 85].
Оперативное управление процессом является эффективным дополнением процессному подходу и позволяет шаг за шагом идти к повышению KPI.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В БАНКЕ
- 1.1 Понятие бизнес-процессов в банке и эффективное управление ими
- 1.2 Понятие реинжиниринга бизнес-процессов банка
- 1.3 Этапы проведения и принципы реинжиниринга бизнес-процесса
- 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
- 2.2 Приоритетные направления планирования бизнес-процессов ОАО Банк ВТБ
- 2.3 Сравнение бизнес-процессов банков. Анализ эффективности бизнес-процессов
- 3. АКТУАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В БАНКЕ
- 3.1 Причины неформализованности бизнес-процессов банка
- 3.2 Предложения по описанию и внедрению бизнес-процессов в банках
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ