10.3. Государственное регулирование
СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для успешного функционирования любого рынка (в том числе и страхового), для формирования здорового страхового хозяйства необходим определенный уровень его регулирования со стороны государства. Тем более, что страхование как никакая другая сфера предпринимательской деятельности основано на взаимном доверии страхователя и страховщика, подкрепленном финансовой устойчивостью страхового дела. Нельзя надеяться, что рынок сам все отрегулирует: произведет отбор надежных страховщиков, установит оптимальные страховые тарифы, сбалансирует страховые и коммерческие интересы субъектов страхования.
Целями государственного регулирования являются обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, контроль за соблюдением интересов застрахованных, обеспечение гарантии исполнения договоров страхования.
Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую и правовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании, которые могут нанести ущерб и страховому делу, и страхователю.
Страхование выгодно и государству и обществу, так как компенсирует убытки от стихийных бедствий, банкротства, аварий, безработицы и т. д. При этом страхование – достаточно эффективная отрасль экономики, так как обладает высоким потенциалом саморазвития, не требует регулярных финансовых вливаний и льгот. Следовательно, объективно и наше государство вынуждено было прибегнуть к системе регулирования страхования, создав в октябре 1991 года специально уполномоченный орган по надзору за страховой деятельностью – Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов Республики Беларусь.
Предметом надзора является страховая деятельность. Надзор распространяется на страховые организации потому, что они выполняют особые функции не только в экономической жизни страны, но и в личной жизни граждан.
В основу белорусского законодательства заложены основные принципы системы материального государственного страхового надзора. Так, главными задачами Комстрахнадзора являются обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании, то есть правил поведения на страховом рынке, а так же регулирование внешнеэкономической деятельности по страхованию и проведение эффективной страховой политики.
В систему мер государственного регулирования входят регистрация страховых отношений, выдача лицензии на проведение определенных видов страхования, осуществление контроля за деятельностью всех страховых обществ и их объединений.
Важнейшей среди них является регистрация страховых организаций и их обособленных структурных подразделений и ведение государственного реестра страховщика. Практически через регистрацию осуществляется допуск на национальный страховой рынок субъектов хозяйствования. Вот необходимый ряд требований, которые должна удовлетворять страховая организация:
минимальный размер уставного фонда;
наличие специального фонда в иностранной валюте для страховщиков, занимающихся внешнеэкономической страховой деятельностью;
предельная доля иностранного инвестора в уставном фонде белорусского страховщика;
определенная организационно-правовая форма создания и т. д.
Комстрахнадзор строго контролирует соблюдение этих требований. При отсутствии или незаконном происхождении собственных финансовых ресурсов инвесторов Комстрахнадзор отказывает в регистрации.
До момента регистрации аттестационная комиссия Комстрахнадзора должна сделать вывод о профессиональной пригодности двух высших руководителей и главного бухгалтера страховой организации, а также руководителя обособленного структурного подразделения. Руководителями страховых организаций могут быть лица, имеющие среднее специальное или высшее экономическое либо юридическое образование и стаж работы не менее двух лет. Такие же требования предъявляются и к образованию руководителей структурных подразделений. Замена их после регистрации производится также по согласованию с Комстрахнадзором.
Деятельность незарегистрированных в Комстрахнадзоре организаций запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного страховщика, подлежат изъятию и передаче в бюджет.
Однако свидетельство о регистрации еще не дает права на осуществление страховой деятельности. Это право страховщик получает с момента получения соответствующей лицензии. Выдача лицензии производится Комстрахнадзором на каждый вид добровольного и обязательного страхования на основании заявления страховщика с приложением ряда документов, которые подтверждают готовность страховщика к проведению данного вида страхования.
Для проведения страховых и перестраховочных операций в иностранной валюте страховщик обязан иметь дополнительно фонд в соответствующей валюте, а также лицензию Национального банка на работу с валютой. Дополнительной лицензии Комстрахнадзора в этом случае не требуется. Но для получения лицензии Национального банка необходимы ходатайство Комстрахнадзора и опыт работы в страховании не менее шести месяцев.
К числу основных задач Комстрахнадзора относятся постоянный надзор за соблюдением страхового законодательства и устранение выявленных нарушений. С этой целью проводятся систематические проверки страховых организаций на местах. В ходе проверок тщательно анализируется соблюдение требований законодательства, нормативных и методических документов Комстрахнадзора, выявляются и пресекаются злоупотребления и другие нарушения, наносящие ущерб экономическим интересам юридических и физических лиц, а также государству. Большое внимание уделяется защите интересов страхователей. Для этого Комстрахнадзор использует все доступные ему способы. Так, при согласовании правил или условий страхования, размеров страховых тарифов, разработке унифицированных форм страховых полисов работники Комстрахнадзора следят, чтобы максимально учитывались интересы страхователей, не ущемлялись их права. Этой же цели служат и установленные Комстрахнадзором экономические нормативы: максимальный объем ответственности по одному договору и по всем договорам страхования. Оберегая интересы страхователей, Комстрахнадзор по результатам проверки принимает решения о приостановлении или аннулировании лицензий и оперативно информирует об этом в средствах массовой информации.
Важным условием развития здорового цивилизованного страхового рынка является его открытость для широкого круга общественности, Это достигается через публикацию различных данных, сведений о работе страховых компаний. Комстрахнадзор регулярно, один раз в квартал, публикует рейтинг страховых организаций и дает к нему развернутый комментарий. Это позволяет страхователям выбрать страховщика по своему усмотрению. Чем больше будет публиковаться информации о страховщиках в доступной для самых широких слоев населения, банков, налоговых инспекций, предприятий и организаций форме, тем больше пользы от нее. Это крайне важно и необходимо для развития страхового дела. А Комстрахнадзор способствует этому развитию, понимая огромное экономическое, социальное и этическое значение страхования в современных условиях и ту опасность, которая может быть причинена злоупотреблениями в страховании.
Страховщикам запрещено заниматься другими видами деятельности, кроме инвестиционной, и Комстрахнадзор при проведении проверок, внимательно следит за соблюдением этого требования.
Кроме перечисленных задач и способов их решения Комстрахнадзор выполняет законотворческую, методическую и консультационную функции. Это – разработка проектов нормативных правовых актов о страховании, об обязательном страховании, о банкротстве страховых организаций; методических и нормативных документов, обязательных для исполнения страховщиками: по бухгалтерскому, статистическому учету, финансам, отчетности, инвестированию страховых резервов, налогообложению страховых операций и т.д.
Комстрахнадзор внимательно следит за развитием страхового рынка в республике, систематически анализирует платежеспособность и финансовую устойчивость страховых компаний, постоянно осуществляет надзор непосредственно в страховых организациях, а по результатам проверок принимает необходимые меры воздействия. Среди них: экономические санкции (штрафы), решения об аннулировании или приостановлении лицензий, выдача предписаний о финансовом оздоровлении, о замене руководства страховой компании, о ее ликвидации в случае систематического нарушения страхового законодательства, о приостановлении операций на расчетном и иных счетах в банках и др. В процессе ликвидации Комстрахнадзор требует представления ликвидационного баланса, полного расчета с дебиторами и кредиторами, выполнения других требований законодательства.
28 сентября 2000 года был подписан Декрет Президента Республики Беларусь №20 “О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь”. Декретом было утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, призванное заменить действовавший до настоящего времени Закон РБ 1993 г. “О страховании” и стать вторым основополагающим законодательным актом для страховщиков.
Закон 1993 года не удовлетворял ряду общепринятых требований, предъявляемых к страховому законодательству. Кроме того, в результате принятия в конце 1998 года нового Гражданского кодекса возникли некоторые противоречия между этими базовыми законодательными актами. Проект принятого Положения готовился с учетом рекомендаций европейских экспертов, что приближает его к общепринятым в мире стандартам и во многом изменяет ранее установленные нормы.
Главными нововведениями Положения являются введение запрета для страховых компаний проводить одновременно страхование жизни в широком смысле и страхование иное, чем страхование жизни, частичное открытие национального страхового рынка для иностранных страховщиков, введение понятия обществ взаимного страхования, определение статуса объединения страховщиков, ряд мер по укреплению финансовой устойчивости страховщиков и переход на европейскую методику формирования резервов.
В настоящее время в республике только 3 компании занимаются исключительно страхованием жизни, остальные компании сочетают в себе деятельность «жизнь» и «нежизнь». В соответствии с Положением страховая организация, осуществляющая страхование жизни, не вправе заниматься иными видами страхования. Поэтому большинству компаний придется создавать отдельные организации для страхования жизни. До тех пор, пока такие специализированные компании не будут зарегистрированы и не получат лицензии Комстрахнадзора, эти страховщики осуществлять операции по страхованию жизни не имеют права, поскольку Декрет уже вступил в силу.
Открытие рынка для иностранных компаний не является полным. Действует ряд довольно жестких требований и ограничений, но в целом, условия допуска в Беларуси более либеральны, чем в России. Так, отныне деятельность иностранных страховщиков разрешается в форме дочерних компаний в Республике Беларусь или участия в совместном предприятии в размере, превышающем 49%. При этом критерии для допуска иностранной компании на белорусский рынок включают наличие десятилетнего опыта страховой деятельности и два года участия в капитале белорусской компании. Кроме того, вводится квота доли иностранных инвесторов в уставных фондах всех страховых организаций, действующих в Беларуси, - 30%, по достижении которой Комстрахнадзор прекращает регистрацию и выдачу лицензий компаниям с иностранным капиталом более 49% уставного фонда. Ограничения введены и на сферу деятельности таких компаний. Им не разрешается проводить страхование жизни, а также обязательное страхование, страхование государственных и имущественных интересов и страхование, связанное с государственными поставками (работами, услугами).
В соответствии с Положением изменились также требования к финансовой устойчивости белорусских страховых организаций. Увеличены минимальные размеры уставного капитала компаний, в зависимости от вида деятельности. При этом вводятся также ограничения размера вклада 1 участника в уставной фонд страховой организации.
В Положении законодательно зафиксирован переход на общепринятые мировые принципы формирования страховых резервов, определения критериев платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков. Страховые резервы более не включаются в стоимость имущества, принадлежащего участникам страховых компаний, и не подлежат изъятию в бюджет. Закрепляется общепринятый принцип соответствия валюты премий, обязательств и резервов.
По обязательным видам страхования и по добровольному страхованию жизни страховые организации обязаны создавать фонды на случай невыполнения своих обязательств или банкротства. Средства в данные фонды отчисляются от поступивших страховых взносов по обязательным видам страхования и добровольному страхованию жизни и включаются в себестоимость страховых услуг. Установлены также процедура санации компаний Комстрахнадзором и возможность инициирования процедуры банкротства.
Кроме того, зафиксировано четкое разделение функций регулирования страховой деятельности и проведения страхования. Новые виды обязательного страхования отныне будут вводиться Президентом. Государственная регистрация страховых организаций, обществ взаимного страхования, включая организации с участием иностранных инвесторов в Республике Беларусь, страховых брокеров осуществляется Комстрахнадзором.
Однако Положение содержит и некоторые спорные моменты. Так, страховая организация может быть учредителем (участником) других юридических лиц. Общий размер вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации не может превышать 35% и вносится из чистой прибыли, остающейся в ее распоряжении. Фактически эта норма лишает страховщиков возможности инвестировать резервы в акции субъектов хозяйствования. Если в настоящее время это не представляет проблемы, поскольку основная часть средств резервов хранится на банковских счетах и в ГКО, то в перспективе норма должна быть изменена в соответствии с основополагающими принципами обеспечения надежного диверсифицированного размещения страховых резервов.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль