logo search
БАНК Лекции

7.3. Надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

Банковский надзор представляет собой наблюдение (дистанционное и контактное) Центрального банка государства за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения.

Значение банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе.

Инструкция об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 139, выделяет следующие виды банковских рисков:

- кредитный риск;

- страновой риск и риск неперевода средств;

- рыночный риск;

- риск ликвидности;

- операционный риск;

- стратегический риск;

- риск потери деловой репутации банка.

Непосредственный (текущий) надзор за деятельностью банков осуществляется Национальным банком в формах:

1) дистанционного надзора - посредством мониторинга представляемой отчетности и иных документов;

2) контактного надзора – инспекционных проверок, осуществляемых в месте нахождения банка и его структурных подразделений.

Порядок осуществления контактного надзора определен Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Целями проверок являются определение непосредственно на месте:

финансового состояния и перспектив развития проверяемого субъекта;

принимаемых на себя проверяемым субъектом рисков;

организации управления (включая корпоративное управление и управление рисками);

состояния системы внутреннего контроля;

соблюдения нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных Национальным банком;

достоверности отчетности, представляемой в Национальный банк;

ситуаций, создающих угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков, нарушений актов законодательства.

Проверки могут быть комплексными (целью которых является всесторонняя оценка вышеуказанных обстоятельств) и тематическими (целью которых является оценка отдельных направлений деятельности проверяемого субъекта).

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

Акт (справка) проверки должен быть оформлен и подписан руководителем проверки не позднее 15 рабочих дней со дня окончания проверки.

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:

руководителем проверяемого субъекта, при их отсутствии - иным представителем проверяемого субъекта;

лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта.

По решению руководителя проверки акт (справка) проверки помимо вышеуказанных лиц подписывается членами группы проверяющих и другими участниками проверки.

Акт (справка) проверки должен быть подписан с проставлением даты подписания (отказа от подписания) вышеуказанными лицами, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения акта (справки) для подписания.

В случае отказа вышеуказанных лиц от подписания акта (справки) проверки в нем делается соответствующая отметка и акт (справка) проверки направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта (справки) проверки имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

По результатам комплексной проверки составляется также заключение. По результатам тематической проверки заключение составляется при необходимости по указанию лица, назначившего проверку.

В заключении анализируется деятельность проверяемого субъекта (в случае тематической проверки - отдельные направления его деятельности), характеризуются его финансовое состояние и перспективы развития, принимаемые им на себя риски, организация управления (включая корпоративное управление и управление рисками), состояние системы внутреннего контроля, соблюдение нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных Национальным банком, достоверность отчетности, представляемой в Национальный банк, а также отражаются ситуации, создающие угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков (в случае их выявления).

Заключение по результатам проверки составляется в одном экземпляре, который остается в Национальном банке и является итоговым документом для целей определения надзорной политики Национального банка по отношению к проверяемому субъекту.

Национальный банк может выносить в отношении банков предписания, являющиеся предупредительной мерой надзорного реагирования и не являющиеся мерой воздействия, следующих видов:

о представлении информации, используемой для оценки степени надежности банка, выявления ситуации, угрожающей интересам его вкладчиков и иных кредиторов, и (или) иной финансовой и экономической информации, необходимой Национальному банку для выполнения возложенных на него функций;

об изменении банком представляемой отчетности, в том числе в целях отражения в ней размеров нормативного капитала, активов, обязательств и крупных кредитных рисков банка, определенных Национальным банком на основании установленных им методик;

об устранении действия, не являющегося нарушением, которое может привести к потере деловой репутации банка или (и) созданию положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов;

об устранении нарушения (в том числе о разработке банком локального нормативного правового акта, обязательность разработки которого предусмотрена законодательством, или о приведении такого акта в соответствие с требованиями законодательства, или (и) о недопущении нарушения в будущем).

Меры воздействия к банкам применяются по решению Правления Национального банка.